Необычное увлечение у пинчанина Николая Калько. Он собрал большую коллекцию прозвищ жителей деревень Пинского района, а также некоторых населенных пунктов соседних районов – Ивановского и Ивацевичского. Начало темы здесь. Друзья, возможно, кто-то из вас вспомнит забытые традиции, а кто-то узнает много нового о Полесье. Ждем ваших откликов
* * *
– К жителям деревни Гольцы прилипло прозвище «коцюкы». Коцюк – это кот. Почему так? Темная история и объяснения смутные. Что-то там со строительством каплички, с молодой гольчанкой связано, котенка приплетают. Будешь в Гольцах – поинтересуйся сам.
* * *
– Говоришь, интересуешься, как людей в деревнях звали? Историю своей земли надо знать. Молодец, что меня спросил. Я тебе расскажу все, что знаю о своей деревне и о соседях. Я учительницей была, и завучем, и директором школы, и в сельсовете работала. Так, Качановичи… потом скажу, как вспомню… Особовичи – «буськы», Молодельчицы – «купина». Деревня стояла среди болота, как кочка. Гольцы – «коты», «коцюкы». Каллауровичи – «кобылныкы» и «жырыбци». Когда люди из Каллауровичей проезжали по другой деревне, дети вслед им кричали «и-го-го». Лемешевичи – «крышаны». Качановичи… нет, не вспомню, давно это было.
А мою родину Поросцы звали «вороны». Потому что у нас ворон было очень много, все деревья были усеяны сверху донизу вороньими гнездами. О послевоенных временах почти ничего не помню – маленькая была. У нас тогда за деревней беженцы в землянках жили, и в память врезалась девочка с синим бантиком. Беженцы лазили на деревья, вынимали воронят, когда они только перьями начинали покрываться, а потом в землянках их варили и ели.
Сейчас уже нет столько ворон, и людей в деревне нет. Постоянно живут всего человек пять, кое-кто на лето приезжает.
* * *
– «Татары» или «лобали» – это жители деревни Березцы. Давно, несколько столетий назад, крымские татары приезжали Пинск грабить, да в Березцах осели на жительство. У них еще лбы большие были. Даже сейчас, если присмотреться к местным, можно в их лицах что-то татарское заметить.
* * *
– Я из Кудричей родом, слышал такую деревню? Наших мужчин и женщин зовут «кудрысь» и «кудрычанка». Одного «кудрыся» попутал бес, и тот украл в соседнем селе телку. Обул ее в лапти задом наперед и увел в свой двор. Думал, не найдут вора. Нашли, и теперь за его дурь вся деревня расплачивается. Сколько лет уже прошло, а до сих пор соседи дразнят кудричских: «Му-у-у!» и называют «тылушныкамы» и «мулныкамы».
* * *
Спросишь человека о его деревне, а ответ можно услышать и на привычном русском языке, и на местном диалекте, и на русском с примесью диалекта, и на диалекте с примесью русского.
– Родом я из Островыч, а с семидесятого года живу в Пинску. Нас, островычан, дразнили «довгополцамы», ну, довгие полы у одэжы. На Селищэ говорили «чмыли», Сушицк – «крестики», а Кудричи – «чэрпало». Парохонск… От бач, уже и забыла.
* * *
– В Лемешевичах живут «крышаны». Бидны мы булы, одны картопли йилы. Я тоже из крышанов буду.
* * *
– Деревню Болгары населяют «шмогорильцы», «обэсинцы». Люди там жили бедные, за бедность их так и звали. Еще до войны была такая африканская страна Абиссиния. Слушай, так это прозвище, получается, еще с польских времен…
* * *
– В Курадово живут «туркы». Почему? Так они всегда были «турками», потому что неграмотные. У них и школы-то не было, – пояснил Миша-дальнобойщик, сам родом из Кривичей.
* * *
– Если выйти на лед после первых морозов, то можно увидеть, как плавает рыба. Так и хочется одним ударом чего тяжелого и лед пробить, и рыбину оглушить. Теребенские рыболовы для такого случая загодя готовили буляву – дубину. По этой причине всех, кто живет в Теребне, называют «булявныкамы».
Правда, соседи шепотом рассказывают и другую версию происхождения этого прозвища. Будто бы еще в польское время люди из Теребня выходили с булявой зимой на реку и перенимали проезжих. Разбойничали и грабили, так сказать.
Один человек (постеснялся спросить его имя) сказал, что его мать рассказывала по этому случаю вот что. По реке шли сборщики податей из гмины с деньгами, а тут такая круча поднялась, что ничего не стало видно. Они зашли в Теребень и попросили проводника. Нашлись проводники. Дошли до места, которое называлось Осотня, и там теребенцы решили ограбить сборщиков. Забили их булявами до смерти, а тела спустили под лед. Дело потом быстро раскрыли.
Николай Калько