Трагедии в Погосте 80 лет – расстрел гетто глазами выжившей — PINSKNEWS.BY

Loading

В окрестностях деревни Погост-Загородский находится одно из крупнейших захоронений жертв Холокоста Пинского района. Ровно 80 лет назад, 15 августа 1942 года, мученическую смерть от рук фашистов здесь приняли более шестисот человек еврейской национальности. Благодаря выжившим жителям местечка и их неравнодушным последователям, эта история сегодня хорошо известна и служит  впечатляющим уроком памяти и вакциной против вирусов военщины и фашизма.

Вспомним, как это было, и расскажем тем, кто не знал.

Накануне Великой Отечественной войны население местечка Погост-Загородский составляло более тысячи человек и на три четверти состояло из жителей еврейской национальности (более 800 человек). Несмотря на то, что в Белоруссии уничтожение евреев фашистами началось уже на пятый-шестой день войны, жители Погоста до последнего не верили, что это произойдет с ними.

Тучи сгустились над Погостом

Погост-Загородский издавна был местечком – небольшим ремесленнническим и административным центром округи с разным по этническому складу и вероисповеданию населением.

Схема довоенного Погоста, составленная Ицхаком Южуком.

Вражеская немецкая власть была установлена в местечке вскоре после начала войны летом 1941 года. Евреям при ней сразу было уделено «особое» внимание – они оказались в роли бесплатной рабочей силы, оккупанты могли войти в любой дом и забрать все, что захочется, евреи должны были носить на одежде желтые латы и соблюдать множество ограничительных правил. Как вспоминают свидетели тех страшных времен, от них в страхе отвернулись другие местные жители, с которыми много лет они жили в мире и согласии.

Первая большая трагедия произошла в местечке 10 августа 1941 года. Тогда за деревней Камень в урочище Малая Долина немцы расстреляли 130 еврейских мужчин и парней и шесть советских активистов. Карательная акция была проведена в рамках операции «Припятские болота», когда фашисты уничтожали мужское население среднего возраста, а именно тех, кто мог организовать сопротивление врагу. Делали нацисты это не просто педантично, но с удовольствием: раввина, который должен был возглавить колонну идущих на смерть, они заставляли петь и танцевать. Тот отказался и был жестоко избит, а затем расстрелян вместе со всеми.

Памятник на месте расстрела жертв геноцида около деревни Камень. 2022 год.

После этого убийства еще часть трудоспособных евреев-мужчин отправили в рабочий лагерь в Ганцевичи.

Осенью 1941 года к моменту создания Погостского гетто в местечке оставались в основном пожилые, женщины и дети. Для более шестисот человек было выделено 16-18 домов по улице Озёрной. Гетто заставили строить и обустраивать самих его будущих узников. За колючей проволокой, в ужасных условиях, в голоде, холоде, тесноте, нехватке медпомощи, провели последние месяцы жизни обреченные жители Погоста. К примеру, паек для работающих взрослых в день составлял 200 граммов хлеба, 30 граммов крупы и 10 граммов соли. Для неработающих – по 100, 10 и 10 граммов соответственно, для детей – 40 граммов хлеба. Больным еда не полагалась. Колодец в гетто был один на все шестьсот человек. Зимой дров не было, теплые вещи были изъяты, фашисты постоянно проводили обыски, а за провинности убивали. Местному населению помогать узникам гетто было строго запрещено. В невозможных условиях верующие иудеи устроили в подвале небольшое помещение для молитв. Все хотели жить и верили в чудо.

И все же, если можно вообще так сказать, повезло тем, кто не дожил до черного дня – 15 августа 1942 года, когда гетто было уничтожено.

Восставшая из ада, чтобы говорить

Забегая наперед, скажем, что из могилы с сотнями тел полуживых и убитых во время расстрела гетто, из самого ада смерти смогли выбраться и остаться в живых три девушки – Ривка Ёселевская (Гольдман), Фейгл Луцкая и Юдит Ципперштейн. Позже они попадут к партизанам, а после войны эмигрируют.

В 1961 году в Иерусалиме, когда перед судом предстал один из самых страшных нацистских преступников Адольф Эйхман, против него свидетельствовала уроженка Погоста Ривка Ёселевская.

Ривка родилась в Погосте, до войны уже была замужем, имела дочь и жила с семьей в Лунинце. Во время расстрела лунинецких евреев погиб ее муж, и ей с ребенком разрешили вернуться к родителям в Погост. Так она и попала в местное гетто.

Далее будем обращаться к фрагментам ее показаний в суде.

— Это тот свидетель, которому стало плохо в пятницу? Доктор ее осмотрел? – в очередной день рассмотрения дела спросил председатель суда.

— Она пришла сюда вчера и подтвердила, что готова давать показания, — ответил генеральный прокурор.

— Вы сами уверены, что она готова давать показания?

Ривка была готова, она только попросила делать это сидя, и судья позволил.

Бывшая погостчанка рассказала о жизни в местечке до войны, своей семье, о первых убийствах мирного населения фашистами, об условиях жизни в гетто, и, наконец, о последнем дне, после которого Погост перестал быть еврейским местечком. Сегодня обратимся именно к этому моменту.

Смерть в воскресенье

Еще в конце лета в окрестностях Погоста около хутора Вяз за лесопилкой стали рыть большие ямы, по округе стали разноситься тревожные слухи.

В шаббатную субботу 14 августа 1942 года в местечке наблюдалось непривычное оживление. В населенный пункт прибыло много немцев. Узников гетто выстроили,  устроили пересчет и обыск. Это продолжалось долго.

— Дети начали пронзительно кричать. Они не могли терпеть. Они хотели есть и пить! – свидетельствовала Ривка. – Мы простояли весь день. Мы привыкли к таким вещам, потому что они и раньше не раз считали нас в гетто.

Позже в гетто въехал грузовик.

— Те, кто обладал достаточной силой, поднимались в него сами, ну а слабых – забрасывали. Нас грузили в грузовик как скот!..

Оставшиеся бежали за машиной следом. Ривка тоже бежала, со своей четырехлетней дочерью Маркой. Многие женщины были с двумя, тремя детьми. Тем, кто не успевал и падал, подняться не разрешали – расстреливали на месте.

Пунктом назначения страшной процессии стало место недалеко от лесопилки. Здесь, действительно, были вырыты ямы. Те, кто приехал раньше, уже стояли в очереди, раздетые догола. Эсэсовцы, которые виделись людям ангелами смерти, приказывали обреченным подниматься на холм по четверо-пятеро и расстреливали их. «…в упор, в затылок, из револьверов, разрывными пулями убивали и сбрасывали в ямы», — свидетельствовали потом очевидцы.

Ривка обернулась и увидела с десяток уже убитых земляков.

Страшная очередь продвигалась. Вот уже на глазах молодой женщины убили ее отца, который отказался раздеваться и был наказан за это, затем мать и двух сестер. Младшая держалась за руки с подругой и молила немца о пощаде. В расстрельную яму мертвые они упали вместе. Сестру отца застрелили здесь же с детьми на руках.

Карательная операция фашистов. Фото иллюстрационное.

Настала очередь Ривки.

— Мы стояли лицом ко рву. Я повернула голову. Он (немец – прим. авт.) спросил: «Кого я должен убить первым?!» Я не ответила. Он оторвал мою дочь от меня. Я слышала ее последний крик, и … он застрелил ее!

Затем фашист схватил Ривку за волосы, развернул и выстрелил, перезарядил пистолет и выстрелил снова. Девушка полетела вниз.

Очевидцем происходящего был житель деревни Борки, которого фашисты вместе с другими крестьянами заставили подвозить обреченных до места гибели на своей подводе. Его дочь, ныне жительница Погоста-Загородского София Рыльская, передает слова отца:

— Когда они с подводами приехали к ямам, то увидели, что у вырытых ям стояли дети, старики, женщины и мужчины. Всех заставили раздеться и сложить одежду. У матерей вырывали младенцев, закалывали их штыками и бросали в яму, а малюток-грудничков живьем просто швыряли вниз, некоторые матери прыгали следом за детьми. Их затем пристреливали в ямах.

Расстрел продолжался с пяти утра до темноты. Расстрельные команды сменяли одна другую, фашисты уставали и очень спешили, поэтому многие люди были ранены, но не убиты.

…Разверзнись, земля!

А что же Ривка?

— Я ничего не ощутила. В этот момент я почувствовала, что что-то угнетает меня. Я подумала, что я уже мертва, но я не чувствовала ничего, даже если представить, что я умерла. Я не могла надеяться, что я жива! – продолжала она. — Я чувствовала, что я задыхаюсь, тела падали на меня. Я чувствовала, что меня затягивало вниз.

После расстрела нескольким крестьянам, в том числе и жителю Борок, приказали присыпать яму землей. Земля в яме шевелилась. София Васильевна слышала эту историю от отца лишь один раз в жизни:

— Говорил, что не может такое вспоминать: хотя все стоит перед глазами вживую.

Ривка чудом выбралась наверх, оглянулась и стала звать дочь: фашистов уже не было, повсюду вокруг были мертвые, стонали раненые, голые и в крови дети бегали около могил, зовя мам и пап. Немного вдалеке она увидела двух живых девушек. Втроем они поспешили на зов о помощи.

— В дальнем конце женщина, протягивая руки, кричала о помощи, просила спасти ее, чтоб вытащили ее из-под трупов, так как она задыхалась.

— Вы вытащили ее? Это была Ита Розенберг?

— Мы побежали к ней, Ите Розенберг, и вытащили ее из-под горы трупов, которые давили ее, тянули ее вниз, кусали ее!

— Пожалуйста, будем кратки, миссис Ёселевская. Это трудно – подробно излагать и также трудно слушать. Скажите, нам, Вы спрятались?

— Мы боролись всю долгую ночь…

Под утро Фегл Луцкая и Юдит Ципперштейн ушли, а Ривка осталась. Она видела, как пришли немцы, которые заставили местных жителей сложить трупы и засыпать их, как фашисты ловили бегавших вокруг детей и убивали их, а потом уехали.

Ривка снова вернулась к могиле.

 — Я думала, что могила откроется и проглотит меня живой. Я завидовала всем тем, для кого все это уже закончилось, но пока еще я была жива. Куда я пойду? Что я буду делать? Кровь струилась… Теперь, когда я прохожу мимо фонтана с водой, я все еще вижу кровь, струящуюся из могилы!… Земля шевелилась и дышала! Я сидела у могилы и своими руками выкапывала себе путь в нее. Я вгрызалась с трудом, как могла. Земля не открывалась! Я взывала к маме и отцу, почему я должна остаться жить?!

Трое суток провела обезумевшая от горя Ривка на могиле. Позже ее подобрали местные жители – семья Грушевских, обмыли, перевязали рану на голове, дали одежду. Связались с прятавшимися в лесу евреями, которые смогли сбежать из гетто. Они забрали девушку с собой.

До конца войны Ривка была с народными мстителями, ухаживала за ранеными.  Вышла замуж за партизана, с которым у них родилось двое сыновей. После войны семья жила в Пинске, а в 1947 году эмигрировала в Израиль. Умерла Ривка в кругу родных в 2001 году.

После жуткой трагедии немцы, возможно, по наводке, еще раз обыскали дома в гетто и нашли спрятавшихся в схроне детей. Все они — 27 человек — были расстреляны в огороде местного жителя около озера. Сегодня на том месте, как и на других могилах безвинных жертв войны, стоит памятник.

Страж памяти

Памятник – от слова память. Мемориалы призваны не просто обозначить какое-либо знаковое место, но в первую очередь они служат напоминанием и уроком живым.

Миссию не дать забыть страшную трагедию местечка, родных, близких, соплеменников, ужасы войны делом жизни сделал уроженец Погоста-Загородского Ицхак Южук.

Ицхак Южук во время визита на родину в 2018 году.

Ицхак-Меер бен Цви Южук родился в Погосте 15 октября 1925 года. Его отец был жестянщиком, мама лучшей портнихой в округе. В семье воспитывалось пятеро детей.

Первой трагедией во время войны в семье стала гибель отца, который был расстрелян 10 августа 1941 года, когда во время карательной акции погибло 130 еврейских мужчин. Об этом рассказывалось выше.

Позже юноша с братьями попадет в рабочий лагерь в Ганцевичах. Накануне трагедии в Погосте им удастся оттуда бежать. Беглецы преодолеют за ночь 60 километров пути к родному дому и застанут здесь страшную весть об уничтожении гетто. Когда Ицхак услышит об этом от прохожего, то потеряет сознание.

Когда в партизанском отряде он встретится со своей двоюродной сестрой – Ривкой Гольдман, будущей Ёселевской, выжившая при расстреле расскажет ему о последних минутах жизни его мамы и сестренки, младшего брата, бабушки и многих других родных и знакомых.

— У многих партизан, кто находился в нашем отряде, в том числе у меня и моих братьев, сердце было переполнено ненавистью к врагу. Мы не говорили о своих близких, павших от рук фашистов и их приспешников. Мы люто ненавидели убийц и готовы были покарать их смертью, — напишет Ицхак много позже в своей книге «Урок памяти».

Ицхак Южук во время визита на родину в 2018 году.

Ицхак Южук прошел всю войну. Сначала воевал в партизанском отряде имени Когановича, который организовали еврейские мужчины под Богдановкой. К слову, рядом сражались партизаны-комаровцы, которыми руководил знаменитый Василий Корж. Вместе с братьями Ицхак принимал участие в параде в освобожденном Пинске 21 июля 1944 года, затем был призван в действующую армию. Под Варшавой Ицхак был ранен, а день Победы встретил в госпитале в Берлине. Все вокруг бурно радовались.

— Я тоже был захвачен общим настроением и, схватив «Фаустпатрон», стрельнул куда-то вверх. Тут же крона старого дерева упала на землю, словно срезанная ножом.

Это снова напомнило Ицхаку о гибели его семьи и множества людей, погибших во время войны. Радость победы навсегда была омрачена ценой, которую пришлось за эту победу заплатить.

Во время службы Ицхак Южук участвовал в охране Нюрнбергского процесса. Он был награжден медалью «За победу над Германией 1941-1945гг.». В 1995 году Посольство Республики Беларусь вручило Ицхаку Южуку удостоверение заслуженного воина-партизана Второй мировой войны. В том же году Указом президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина он также был награжден медалью Жукова.

После войны никто из еврейских семей не вернулся в Погост. Ицхак жил и работал в Пинске, женился на девушке Хае, которая была узницей гетто на Смоленщине, у них родилось трое детей. В конце 50-х семья эмигрировала в Израиль, где уже жил брат Рувен. Старший Борух погиб на фронте. Ицхак, как и его отец, стал первоклассным жестянщиком.

Общей темой разговоров в семье всегда была необходимость сохранить память. Такой был и наказ дорогой супруги Хаи перед ее смертью. В 90-е годы стало возможным приезжать на родину, и Ицхак побывал в Погосте около двадцати раз.

С помощниками, единомышленниками он установил памятники в местах гибели соплеменников – за деревней Камень, на месте расстрела гетто около деревни Вяз (туда же были перенесены остатки старого еврейского кладбища), в лесу около Борок, где во время фашистской облавы погибли беглецы из Погоста, на входе в гетто, на месте гибели 27-и детей и подростков у озера. Он позаботился о том, чтобы была обновлена табличка со списком воевавших на фронтах жителей Погоста-Загородского на обелиске в центре деревни.

Ицхак Южук во время визита на родину в 2018 году.

Цепь памяти не должна оборваться

Ицхак, которого в Погосте называют дядей Мишей, человек большой души и сердца, смог объединить вокруг себя много неравнодушных людей. Это представители Пинской еврейской общины, Загородского сельисполкома, журналисты и краеведы, горожане и сельчане, с кем встретился и подружился Михаил Южук во время поисков, установки памятников, написания своих книг.

Дяде Мише нынешней осенью исполнится 97 лет. По состоянию здоровья он уже не может приехать на родину, хотя очень этого хотел бы. Но все знают, что душой он всегда здесь.

Так было и вчера, когда у памятника на месте расстрела Погостского гетто прошел митинг-реквием, посвященный годовщине страшного события. И хоть прошло уже 80 лет, история заговорила так, словно все это было вчера. Каждый из участников и выступивших на встрече не скрывал эмоций и снова переживал трагедию вместе с ее жертвами.

Работники культуры Каменского СДК подготовили сценарий, выступили председатель Пинской еврейской общины Ефим Дурнопейко, председатель Загородского сельисполкома Елена Богатко, молитвы прочли раввин из Пинска и священник местной православной церкви. На митинге присутствовали педагоги и ученики Погост-Загородской школы и ребята из России, которые отдыхают сейчас в ДРОЦ «Свитанак», местные жители. Среди них – Василий Ребковец, сын Степана Ребковца из Борок, который помогал Ицхаку в поиске затерянной в лесу могилы, а затем и ухаживал за ней. Дело отца продолжает семья Василия. Голосом Ицхака Южука стала известный экскурсовод, краевед и помощница дяди Миши Татьяна Хвагина.

— С тревогой мы наблюдаем за тем, что сейчас происходит в мире, — подчеркнул в выступлении Ефим Дурнопейко. – Политиков нужно привозить в такие места, где мы находимся сегодня. Чтобы они знали, к чему приводят необдуманные решения, и делали все для того, чтобы на земле сохранялся мир.

Людмила РЕБКОВЕЦ

Фото автора, из книг «Урок памяти» Ицхака Южука, «Гетто в Погосте-Загородском. Год 1941-1942» Иосифа Рубахи и Александра Казака, из свободных источников.

ПОЛНАЯ ПЕРЕПЕЧАТКА СТАТЬИ ЗАПРЕЩЕНА. ВОЗМОЖНО ЧАСТИЧНОЕ ЦИТИРОВАНИЕ С ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ГИПЕРССЫЛКОЙ НА МАТЕРИАЛ.

Сделайте pinsknews главным источником новостей Пинщины! Присоединяйтесь к нам в Telegram

Понравилась новость? Поделитесь ею с друзьями, используя кнопки: