Непростым был путь Валентины Шпаковской в профессию железнодорожника — PINSKNEWS.BY

 18 

Когда она рассказывает о своей работе, о том, как попала в профессию, видно, как горят ее глаза, чувствуется, что дело, которым занимается, ей в радость, и идет, вернее – едет, она на работу с удовольствием. Вот уже более 30 лет трудится на железной дороге Валентина Сергеевна Шпаковская – дорожный мастер Жабинковской дистанции пути 18-го околотка по станции Ловча.

Вся жизнь и работа героини этих заметок связана с железной дорогой. Каждый ее день, с рождения, проходил под стук колес поездов, потому что родилась и выросла Валентина на станции Парохонск. И сейчас она живет там же, в поселке Осница, что рядом со станцией. На железной дороге трудились ее родители, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки с того времени, как только начали прокладывать дорогу.

Путь Валентины Сергеевны в профессию не был простым. Поначалу девушка не планировала работать на железной дороге, оставаться в Парохонске. Ей хотелось, как это свойственно молодежи, уехать отсюда,  пойти учиться. Хотя все, что было связано с железной дорогой, ей было знакомо: разговоры в семье железнодорожников всегда крутились вокруг этой темы, папа с мамой обсуждали дома какие-то рабочие моменты. И тут хочешь-не хочешь, а проникнешься духом этой интересной и непростой профессии. Папа Сергей Федорович работал дежурным по станции Парохонск, иногда приходилось обслуживать и другие станции, заменяя коллег: работал и в Ловче, и в Ясельде. Мама Ольга Павловна была приемосдатчиком грузов в Парохонске. Валентина Сергеевна вспоминает, как еще ребенком отвозила папе на поезде приготовленный мамой обед.

После окончания школы Валентина все-таки уехала из дома, но… поступать в Оршанский техникум железнодорожного транспорта. Все же решила пойти по стопам родителей, признается, что хотела стать как папа – дежурной по станции. Поехала не одна, а вместе с друзьями. Те, к сожалению, провалили первый экзамен – не написали сочинение – и решили забрать документы и уехать обратно. Валентине оставалось сдать математику, и она просила ребят подождать ее, чтобы вместе уехать домой. Ребята ждать не стали, а Валентина, побоявшись остаться одна в незнакомом городе, тоже забрала документы и вместе с друзьями вернулась обратно. Папа, конечно, рассказывает Валентина Сергеевна, был очень недоволен.

Чтобы не сидеть без работы, девушка устроилась в Пинское ПТО «Полесье» швеей-мотористкой. Потом вышла замуж, вернулась в Парохонск. Какое-то время поработала в больнице. Но все же, видно, на генетическом уровне у нее была заложена любовь к железной дороге, и Валентина Сергеевна спустя время устроилась на станцию Парохонск в путевое хозяйство. Было это в апреле 1990 года, как раз еще до выхода указа о запрете брать женщин на железную дорогу. Указ вышел в мае, но Валентина Сергеевна уже месяц работала.

7 лет была она монтером – от 2-го до 4-го разряда, в 1998 году ее назначили бригадиром. Уже 13-й год В.С. Шпаковская трудится на станции Ловча. Сначала была бригадиром, а осенью прошлого года ей предложили должность дорожного мастера. В ее обязанности входит руководство околотком из 13 человек: 3 бригадира и 10 монтеров, которые обслуживают 27 километров главного пути, плюс два станционных пути.

Производственные задачи, которые стоят перед коллективом, самые разные. К примеру, летом работники в основном занимаются техническим обслуживанием путей, их ремонтом, обкашивают обочины вдоль путей. Зимой это снегоборьба – регулярно сотрудники проводят осмотр путей и очищают их от снега, чистят стрелки, чтобы поезда не останавливались. И все по графику, все четко.

Валентина Сергеевна с благодарностью вспоминает руководителей Жабинковской дистанции пути, с подачи которых она стала специалистом своего дела.

– Федор Степанович Шорох был начальником, как только я устроилась на работу на станцию Парохонск. Именно он учил меня на бригадира, – делится Валентина Сергеевна. – С подачи Дмитрия Васильевича Беляна стала мастером, он меня всегда поддерживал. Сейчас у нас начальник Анатолий Юрьевич Ивашкевич – хоть и молодой, но толковый руководитель, который всегда прислушивается к своим подчиненным. Не могу не сказать о Татьяне Ивановне Былинской, которая всю жизнь проработала на железной дороге и была заместителем начальника дистанции, сейчас она на заслуженном отдыхе (Жабинковская дистанция  – единственная в Беларуси, где заместителем начальника работала женщина – прим. автора).

Уже будучи состоявшимся специалистом, бригадиром, Валентина Сергеевна получила профильное образование – заочно окончила Брестский железнодорожный колледж по специальности «путевое хозяйство». Учиться было несложно, отмечает она, ведь в этом деле все знает до мелочей. Диплом защитила на 10 баллов.

К слову, на Валентине Сергеевне династия железнодорожников в их большой семье не прерывается. Двое из троих ее детей – дочь Ирина и сын Сергей окончили Брестский железнодорожный колледж. Правда, сын не работает по профилю, но… все может быть. Дочь Ирина трудится приемо-сдатчиком в товарной конторе на станции в Пинске, живет в Парохонске, хотя, как и мама, поначалу хотела уехать из родных мест. Но так распорядилась судьба, что вышла замуж за местного парня и осталась на родине. Возможно, династию железнодорожников продолжат и внуки, которых у Валентины Сергеевны пятеро.

Многолетний труд В.С. Шпаковской отмечен государственными наградами. Она имеет три нагрудных знака отличия «За добрасумленную працу на беларускай чыгунцы» всех трех степеней. Не исключено, что может получить нагрудный знак «Выдатнiк беларускай чыгункі» и высокое звание «Почетный железнодорожник». Конечно, она на такое не замахивается, но мы от всей души желаем этого Валентине Сергеевне – человеку, который искренне любит дело своей жизни.

Нина Александрова

Понравилась новость? Поделитесь ею с друзьями, используя кнопки: