Туристы из Пинска в выходные прошли маршрутом, по которому более ста лет назад были проложены узкоколейки Первой мировой войны.
По протяженности линии фронта в годы Первой мировой Пинский район был самым большим среди районов современной Беларуси. На пинской земле почти три года проходила линия фронта второго по масштабу вооруженного конфликта за всю историю человечества. Пинщина до сих пор хранит не только вековые фортификации, памятники, мемориалы, кладбища, но и немало загадок и тайн. Многие доты сохранились до настоящего времени.
– У меня давно была идея – пройти тропами, где в Первую мировую войну немцами были проложены узкоколейные железные дороги для снабжения своей армии боеприпасами, продовольствием, бетоном, а также для переброски германских войск, – рассказывает региональный представитель Фонда памяти Первой мировой войны «Крокі» в Пинске, участник местного историко-патриотического клуба «Поиск» Александр Новорай. – С разработкой маршрута помог бывалый турист Сергей Кушнарев, благо под рукой были немецкие карты той поры, найденные в интернете.
До Поречья восемь энтузиастов доехали обычным пригородным автобусом. К слову, рядом с деревней находится очень интересный объект: крупнейшее на Пинщине фортификационное сооружение, построенное в 1916 году. Это было военное артиллерийское и складское укрытие, которое располагалось в глубоком тылу немецкой обороны. Внутри есть несколько просторных залов, которые связаны двумя коридорами, идущими по торцам бункера. Первоначально была версия, что здесь размещался немецкий штаб. Однако краеведам удалось выяснить, что недалеко от Поречья, вдоль линии фронта, шла железная дорога. Немцам нужна была перевалочная база для хранения артиллерийских снарядов и другого снаряжения. Так и было построено это секретное, хорошо замаскированное бетонное сооружение.
От Поречья маршрут лежал на север, в сторону деревни Соколовка. Вместо узкоколейной дороги там теперь обычная грунтовая, которой теперь пользуются лесники да местное сельхозпредприятие. Былую ее специфику выдает насыпь.
– Ближе к вечеру по ответвлению узкоколейки мы направились в сторону шлюза №4 Огинского канала, по которому и проходила линия фронта. Тут, на возвышенности, когда-то размещался немецкий лагерь Wald lager Nord 267 резервного полка. По рельефу местности видно, что здесь были военные укрепления и земляные жилые помещения. Этот Северный лагерь прикрывал основные силы 267-го полка. На узкоколейке было два железнодорожных вокзала. Особенно ожесточенные бои в этих местах велись 16 – 25 мая 1916 года, но овладеть германским укрепрайоном русская армия так и не смогла, – уточняет собеседник. – Сейчас тут довольно просторная поляна, окаймленная высокими соснами, на которой мы и разбили палаточный лагерь, развели костер.
Неподалеку находилось кладбище 267-го резервного полка. Долгое время оно было заброшено, постепенно пришло в упадок, могилы разрыли вандалы, а бетонные плиты растащили как стройматериал местные жители, центральный памятник был разбит на мелкие куски. Пять лет назад кладбище облагородили участники историко-патриотического клуба «Поиск» – извлекли из земли остатки памятника, в его основание вмонтировали новый металлический крест.
Назавтра ребята отправились на 156-ю высоту, где когда-то располагались мощные укрепления кайзеровской армии, и по бывшей узкоколейке вышли к третьему шлюзу. Даже на открытых участках спустя сто лет находили военные артефакты: к примеру, железные осколки, стакан от русского шрапнельного снаряда.
Узнаваемы были окопы – размещения огневых позиций, блокпостов, лагерей. У второго шлюза задержались. Одним из важнейших пунктов германской обороны здесь была деревня Твердовка. Возле нее возвышалась песчаная дюна, на которой было установлено три германских ДОТа, а в самой горе находилось убежище для личного состава, так называемая «лисья нора». Огневое укрепление прикрывало второй шлюз. Канал в то время имел ширину до 18 метров, и через шлюз солдаты русской армии как раз могли прорваться и потеснить врага.
– Это была огромная насыпь. Примерно в 1970-е годы здесь брали песок для подсыпки дамбы, дюну растащили экскаваторами, стоявший сверху ДОТ перевернулся, бетонные сооружения времен Первой мировой сейчас там лежат в беспорядке. В свое время один из журналистов назвал это место «кладбищем ДОТов», поясняя, что их свозили туда из ближайших окрестностей. Но никакого подтверждения этой версии нет. Да и свозить-то было каким образом и зачем? А название пошло в народ, – поясняет Александр.
За два дня энтузиасты-путешественники, среди которых были врачи, учителя, предприниматели, госслужащие, банковский работник, преодолели около 30 километров. Дорога сопровождалась интереснейшим рассказом о наиболее ярких страницах противостояния русских и немецких войск на Пинщине и оставила много незабываемых впечатлений.
Ирина ОРЛОВА, zarya.by
Фото из архива Александра НОВОРАЯ