Прошлое нас заставляет думать о том, чтобы не падать в будущем — PINSKNEWS.BY

Loading

25 сентября 1971 года в своей речи на торжественном открытии мемориального комплекса «Брестская крепость – герой» Первый секретарь Центрального Комитета КПБ Пётр Миронович Машеров – партруководитель Брестчины в 1955-1959 годах – людьми, которые «первыми подставляют плечо под общую ношу, всегда идут правофланговыми, служат примером безупречного выполнения своего патриотического долга» назвал защитников цитадели над Бугом Героя Советского Союза майора Петра Гаврилова, Героя Советского Союза Михаила Мясникова – прошедшего путь от рядового до полковника нашей армии, а также уроженца д. Мерчицы Пинского района «директора совхоза на Брестчине Марка Пискуна, который наряду с боевыми наградами удостоен высоких знаков отличия и за трудовую доблесть».

Уроженец Пинского района Марк Пискун наряду с боевыми наградами удостоен высоких знаков отличия и за трудовую доблесть.

З успамінаў М. Піскуна, абаронцы Брэсцкай крэпасці:

«Служыў я тады радавым байцом 44-га стралковага палка. Жорсткія баі ішлі на ўчастках галоўнага вала Кобрынскага ўмацавання, што на поўнач ад Усходніх варот. У першыя дні вайны абаронцы крэпасці далі добры ўрок захопнікам, хоць сілы былі далёка не роўныя… У адным баі мяне кантузіла, засыпала зямлёй. Прыйшоў у прытомнасць у лагеры ваеннапалонных. Праз некалькі дзён збег з няволі, дабраўся да роднай вёскі Мерчыцы. Хутка я стаў партызанам. Ваяваў у атрадзе імя Лазо, затым у Пінскай партызанскай брыгадзе, якой камандаваў І.Г. Шубітыдзэ».

Марк Пискун всегда знал, что делать и как делать. Он был предан идее и прошел сложный жизненный путь. Будущий депутат Верховного Совета БССР в 1930 году вступил в ряды комсомола Западной Белоруссии (КСМЗБ) и входил в состав Пинского райкома этого Союза молодежи. С 1934 года член Компартии Западной Белоруссии, возглавлял организацию КПЗБ в д. Твердовка. Как убежденный борец с режимом маршала Юзефа Пилсудского, в 1935 году был арестован польской политической полицией и находился в тюрьме до начала 2-й мировой войны. В 1939-м Марк Пискун участво-
вал в создании Временных комитетов в Пореческой гмине и был избран депутатом Народного Собрания Западной Белоруссии, которое в конце октября 1939-го в Белостоке предприняло исторически важнейший шаг – обратилось с просьбой в Верховный Совет Союза ССР о вхождении Западной Белоруссии в СССР и воссоединении ее с Белорусской ССР. (Что и было сделано без всякой суеты).

К слову, об этом Высоком Сходе.

Депутатами Народного Собрания Западной Белоруссии стали 926 человек. Из них 67% составили белорусы, 13,7% – поляки, а 19,3% пришлось на долю евреев, русских, украинцев, литовцев, немцев, татар и других национальностей.

Уполномоченным по организации гражданской администрации в Западной Белоруссии являлся тов. Климов – будущий заместитель председателя правительства нашей единой республики. Именно Иван Климов, как руководитель Вилейского партийного подполья в годы Великой Отечественной, содействовал выдвижению Петра Машерова на пост первого секретаря Вилейского подпольного обкома комсомола и немало сделал для его становления как видного политического деятеля.

Кстати, Марк Пискун в 1943-м был секретарем Логишинского подпольного райкома ЛКСМБ, работал по разложению немецких гарнизонов. И как здесь не вспомнить следующие слова из песни: «ты только прикажи, и я не струшу, товарищ Время!». А время, действительно, было сложнейшим.

В феврале 1944-го при помощи боевой группы антифашистов, которую возглавлял М. Пискун, к партизанам из г. Пинска были переправлены врачи и их семьи с большим количеством медикаментов и хирургических инструментов…

А теперь надо сказать вот о чем.

После освобождения Беларуси от нацистов и их лакеев перед бывшими партизанами и подпольщиками встали другие задачи – восстановления. Не все пустили под откос психологическую ломку. Определенные лица из комсостава споткнулись на обе ноги. Некоторые страдали завышенной самооценкой, козыряли своими старыми заслугами, а на деле проявляли беззубость, любили сидеть в президиумах в обнимку с показухой и очковтирательством. Но не такие «кадры» определяли белорусскую повестку дня. Да и Комиссия партийного контроля постоянно держала глаза открытыми.

Белорусское «партизанское руководство», его слаженную и результативную работу в Советском Союзе уважали. Исключая РСФСР, наша Синеокая была единственной республикой в СССР, которая не только не пользовалась дотациями, а сама ежегодно переводила в качестве налогов в союзный бюджет более трех миллиардов рублей.

Почетный гражданин города Пинска Федор Денисевич.

В 1977 году звание «Почетный гражданин города Пинска» за большие заслуги в деле восстановления народного хозяйства и развития экономики столицы Полесья было присвоено Федору Денисевичу.

Уроженец Минщины, участник Освободительного похода Красной Армии, начавшегося 17 сентября 1939-го, фронтовик, кавалер двух орденов Красного Знамени и ордена Трудового Красного Знамени, он после Великой Отечественной войны работал секретарем Пинского обкома компартии Белоруссии, а с 1956-го по 1959-й годы являлся председателем Пинского горисполкома. (Кстати, с 1957 года в столице Полесья началось строительство многоквартирных домов).

Такие люди, как Фёдор Денисевич, понимали, что когда есть проблемы, то проблемы показывают недостатки, которые надо ликвидировать. Без суеты и паники. В случае необходимости не бояться взять ответственность на себя. Особое внимание – патриотической составляющей, идее исторической памяти.

Напомню, что только тот народ жизнестоек, который помнит свою историю, ее достойных сыновей. И добавлю. Прошлое нас заставляет думать о том, чтобы не падать в будущем. Как говорится, точка, конец цитаты.

Михаил ЛОБКО

Фото из свободных источников

.

Понравилась новость? Поделитесь ею с друзьями, используя кнопки: