Конституцию Беларуси ждут изменения — PINSKNEWS.BY

 19 

Глава Администрации Президента Республики Беларусь Игорь Сергеенко на встрече с представителями СМИ рассказал о работе над изменениями в Конституцию. Приводим некоторые тезисы из этого выступления.

1. Игорь Петрович, чуть больше месяца назад Главой государства принято решение о создании рабочей группы по доработке проекта Конституции. Вы являетесь руководителем этой группы.

Расскажите, каково это – работать над главным документом страны?

Президентом Республики Беларусь была четко обозначена задача для рабочей группы – создать окончательную конфигурацию обновленного Основного Закона. Сделать это так, чтобы его положения гарантировали развитие суверенной Беларуси, благополучие наших людей, мир и гражданское согласие на белорусской земле.

Учитывая озвученные требования, в состав группы вошли наиболее опытные эксперты, представителивысших органов законодательной и исполнительной власти, Конституционного Суда.

Всего за короткий период времени (менее месяца) состоялось 6 заседаний. Хочу отметить, что наша деятельность не ограничивалась форматом совместных встреч – все члены группы были постоянно на связи“ друг с другом. Работа носила напряжённый и принципиальный характер: было много жарких дискуссий.

Предложения и замечания высказывались не только членами рабочей группы. Поступали дополнительные инициативы от Совета Республики и Палаты представителей Национального собрания, Конституционного Суда, Правительства, профсоюзов.

Также рабочая группа неоднократно встречалась с Главой государства. Именно Президентом, в частности, указано на необходимость перераспределения полномочий от Главы государства к другим органам власти, а также упрощения процедуры импичмента.

В итоге тщательно проработана каждая статья проекта, изменения затронули практически все разделы действующей Конституции. По возникавшим спорным моментам после детального обсуждения и глубокой оценки выработаны единые подходы.

В общей сложности предполагается изменить преамбулу и 76 статей Конституции, исключить 2 статьи, дополнить текст 1 новой главой (о ВНС) и 11 новыми статьями.  

2. Вы упомянули преамбулу Конституции. Что в ней изменилось?

По сути, Конституция – это манифест белорусского народа, утверждение его права на самобытное определение. Поэтому преамбуле, в которой в концентрированной форме обозначеныосновополагающие идеи и вектор развития страны, также уделяется серьезное внимание.

Может показаться, что в текст преамбулывнесены незначительные изменения. Но каждое слово, которое было добавлено, имеет очень важное значение для понимания ценностных ориентиров развития нашего государства.

Преамбула дополнена положениями о сохранении национальной самобытности и суверенитета, культурных и духовных традиций.

Это отражает важную общемировую тенденцию. Современные государства оценили не только достоинства, но и недостатки глобализации и интеграции. Особенно ярко это проявилось в период пандемии коронавируса, показавшей, что общемировая солидарность уступила место интересам каждой страны.

Сегодня как никогда обострена проблема национальной идентичности. Где нет сильной нации, нет самостоятельного суверенного государства. Для Беларуси этот вопрос ввиду исторических предпосылок также является актуальным.

Уверенно развиваясь как независимое государство треть века, Беларусь может подвести определенные итоги и обозначить задачи на будущее. В обновленной преамбуле мы сообща желаем своей стране – мира, народу – процветания, каждому – благополучия. И готовы вместе реализовать эти цели, развив их в основных положениях Конституции.

3. На какие новые положения Вы обратили бы особое внимание?

Рабочей группой сформулированы нормы, определяющие статус, порядок формирования и полномочия Всебелорусского народного собрания.

ВНС станет высшим представительным органом народовластия, будет выполнять стабилизирующую и консолидирующую функции в обществе.

Особый статус ВНС обеспечивается участием в его деятельности представителей всех ветвей власти, органов местного самоуправления, а также гражданского общества. При таком подходе исключается риск разбалансировки государственного аппарата.

Собрание, сформированное на демократических началах, должно стать основной стабилизирующей силой в отношениях между ветвями власти и, соответственно, обладать достаточным функционалом для предотвращения различного рода политических кризисов.

ВНС гарантирует преемственность и устойчивость системы органов государственной власти.

Собрание наделяется существенными полномочиями, в том числе принимать основные стратегические и программные документы страны, инициировать внесение изменений в Конституцию и принятие других законов, вынесение вопросов на республиканский референдум, принятие решения об импичменте Президенту.

К числу полномочий ВНС также отнесены вопросы формирования важнейших конституционных органов – Конституционного и Верховного Судов, Центральной избирательной комиссии. Это – пример передачи Собранию части президентских полномочий.

Еще один принципиальный момент – юридическая сила решений ВНС. Поскольку такие решения будут приниматься по важнейшим вопросам, то они должны носить обязательный характер. В этой связи закрепляется право Собрания на отменуправовых актов государственных органов и должностных лиц, не соответствующих интересам национальной безопасности.

Предусмотрено выступление Президента с ежегодным Посланием на заседании ВНС.

4. Принимая во внимание широкий объем полномочий Всебелорусского народного собрания, как изменятся полномочия других органов и должностных лиц, в первую очередь – Главы государства?

Главное поручение Президента – чтобы перераспределение полномочий не стало самоцелью. В этой связи подготовленные изменения Конституции обеспечивают баланс полномочий.

Как требует Глава государства – нельзя создать риск двоевластия. Сохраняя Беларусь президентской республикой, политическая система в Конституции выстраивается так, чтобы каждая ветвь власти была сбалансирована и имела рычаги воздействия на другую, если та становится на путь нарушения Конституции и законодательства. 

Если говорить о должности Президента, отмечу:

  • ужесточение требований к кандидатам на высшую государственную должность (повышается возраст — не  моложе 40 лет, увеличивается период постоянного проживания
    в стране перед выборами с 10 до 20 лет)
    ;
  • введение ограничений по срокам для Главы государства (не более двух)
  • упрощение процедуры импичмента (новое основание – систематическое либо грубое нарушение Конституции), а также предоставление гражданам права инициировать эту процедуру (не менее 150 тысяч). Это было требование Президента.

5. Как повлияют преобразования на деятельность Правительства и Парламента?

Сегодня стоит вопрос об усилении позиций Правительства. Это нашло отражение, в частности, в том, что Премьер-министр будет самостоятельно вносить состав Правительства на утверждение Президента и, как следствие, нести ответственность за его работу.

Определенные изменения ожидаются и в парламентской работе.

Устанавливается пятилетний срок полномочий и для парламентариев, и для депутатов на местах. Предусмотрена одна продолжительная сессия работы Парламента. Народные избранники получат новые контрольные полномочия (будут заслушивать Генпрокурора, председателей КГК и Правления Нацбанка), будут активнее вовлечены в разрешение всех важных государственных задач.

Назначение на должности всех ”ключевых“ руководителей, в том числе Премьер-министра, Председателя Комитета государственного контроля, Президентом будет осуществляться по предварительному согласованию с Парламентом.

6. Как отразится конституционная реформа на правах граждан? Что их ожидает в ближайшее время?

При работе над конституционными положениями, касающимися прав и свобод граждан, мы исходили из необходимости расставить акценты, обозначить ключевые задачи государства, стимулировать участие граждан в решении общих вопросов. То есть показать формы и модели взаимодействия граждан, общества, государства.

Это, например, и деятельность общественных институтов (политических партий и общественных организаций), и государственные гарантии особо уязвимым слоям населения, и работа по новым направлениям (защита персональных данных, внедрение инноваций и др.). При этом, закрепляя новые гарантии и льготы, учитывались в первую очередь социально-экономические возможности государства.

Особое внимание в проекте уделено формированию национальной идентичности, воспитанию традиционных семейных ценностей, поддержке семей с детьми и молодежи, заботе государства о пожилых людях и инвалидах. К этим вопросам рабочая группа возвращалась неоднократно.

Не менее важным конституционным посылом является сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне и массовом героизме народа. Это сделано для настоящего и будущих поколений, для объединения духовного настроя белорусского общества, его единения и мобилизации на преодоление трудностей.

Важным и для многих ожидаемым является введение нового института защиты гарантированных прав граждан – подачи напрямую в Конституционный Суд конституционной жалобы.

7. Широкий резонанс в обществе вызывает тема выборов. Какие изменения в Конституции затронут эту тему?

В избирательном процессе изменяются отдельные подходы.

Конституционно закрепляется статус Центральной избирательной комиссии (уточняется ее наименование). Снимаются отдельные ограничения избирательных прав граждан (право участвовать в выборах предоставляется гражданам, в отношении которых избрана мера пресечения – содержание под стражей).

Урегулированы особенности, связанные с проведением выборов в единый день голосования в случае роспуска палат Парламента и местных Советов депутатов (предлагается, что в таких случаях новый состав этих органов осуществляет свои полномочия до начала полномочий органов, избранных в единый день голосования).

Сохранен предлагавшийся Конституционной комиссией к исключению институт отзыва депутатов и членов Совета Республики.

Также сохраняется участие трудовых коллективов в избирательном процессе, поскольку трудовой коллектив, как объединение граждан, является одним из ключевых элементов политической системы.

Будут расширены полномочия Конституционного Суда в избирательном процессе. Он будет проверять конституционность вопросов, выносимых на республиканский референдум, оценивать конституционность проведения выборов Президента и Парламента, давать толкование Конституции.

8. Какие посылы в новой Конституции адресованы зарубежным партнерам нашего государства?

Современные международные процессы актуализировали тему выстраивания добрых отношений со всеми странами. Предлагаемые поправки Конституции особо подчеркивают, что Беларусь исключает военную агрессию со своей территории в отношении других государств. Это закрепляет наш статус государства, придерживающегося исключительно миролюбивой внешней политики.

Строительство в Беларуси АЭС для обеспечения национальной экономической и энергетической безопасности сегодня многими оппонентами критикуется, особенно нашими ближайшими соседями. Однако за политизацией отнюдь неполитических факторов стоит задача подорвать доверие к действующей власти, сыграв на особо болезненной теме для нашего человека.

Поэтому на конституционном уровне мы заявляем о развитии атомной энергетики исключительно в мирных целях, обеспечении безопасности при производстве
и использовании атомной энергии.

9. Вы озвучили много новаций. Очевидно, что некоторые из них невозможно внедрить одномоментно. Как скоро они заработают?

Для этого разработан вариант заключительных и переходных положений. Государственные органы и должностные лица сохраняют свои полномочия на тот срок, на который были образованы либо избраны. Все будут работать в ранее заданном режиме.

ВНС будет сформирован после вступления в силу специального закона (предполагается принятие в течение года).

10. Как Вы в целом оцениваете предложения рабочей группы и что будет дальше с Конституцией?

В целом, все предложенные рабочей группой конституционные преобразования отвечают внутренним политическим, социальным и экономическим процессам, отражают потребности общества, соответствуют требованиям времени.

Благодаря Конституции в правовом поле закрепляются столпы Белорусской модели общественного развития:

  • сильное государство;
  • социально-ориентированная рыночная экономика;
  • традиционные христианские ценности.

Дальнейшая работа над Конституцией будет продолжена с учетом результатов всенародного обсуждения подготовленных изменений.

Призываю всех граждан Беларуси активно участвовать в этом обсуждении!

Понравилась новость? Поделитесь ею с друзьями, используя кнопки: