Успех как предвестник проблемы — PINSKNEWS.BY

Loading

Темой очередной статьи планировался разговор о тех ценностях, которые будут закреплены в новой белорусской Конституции. Однако, события последних дней заставили срочно переквалифицироваться в эксперта-казаховеда.

Впрочем, не буду прибедняться: лично мне Казахстан всегда импонировал как пример успешной постсоветской страны.

Рывок, сделанный в постсоветские годы, впечатлял. Бывшие к этому предпосылки Казахстан использовал в полную меру. Движение вперед тем более впечатляет, если вспомнить, каким был Казахстан совсем недавно.

Место ссылки и полигон для ядерных испытаний в сталинские времена. Тяжелое время и для ссыльных, и для казахов. Хрущевский период в первую очередь ассоциируется  с целинной эпопеей, в оценках которой до сих пор непонятно, чего было больше – плюсов или минусов.

Отец автора был в числе тех, кто осваивал целину. В его фрагментарных воспоминаниях эта эпоха напоминала своеобразный аграрный крестовый поход. Тысячи молодых славян едут на степные земли. Ужас туземцев, многие из которых впервые увидели трактор. Ужас пришельцев, увидевших урожайность на осваиваемых землях.

После изнуряющих трудовых будней – культурно-развлекательная программа, с учетом местного колорита. Находишь нору корсака – степной лисицы. Подгоняешь трактор, на выхлопную трубу надеваешь шланг, опускаешь его  в нору. Вскоре из норы выползает отравленный газами корсак. Цепляешь его за хвост, катаешься на тракторе с лисой на веревке. На этом культурные потребности исчерпываются.

Однако, несмотря на всю непродуманность освоения целинных земель, именно эта инициатива во многом послужила толчком к развитию Казахстана. Ко времени заката Советского Союза республика имела  мощные отрасли экономики. Особенно быстро развивались машиностроение, черная металлургия, энергетика. Активно разрабатывались месторождения полезных ископаемых, которыми богата казахская земля. Рос уровень жизни, который хоть и уступал западным республикам СССР, но был довольно сносным.

В годы перестройки здесь не было сколь-нибудь значимых центробежных сил, выход из СССР был во многом вынужденным шагом. Казахстан объявил независимость последним из союзных республик.  

Казахская независимость начиналась с чистого листа. Когда в начале 90-х лидер страны Нурсултан Назарбаев прибыл с визитом во Францию, столицу украшали флаги Казахстана. Писатель Эдуард Лимонов, в то время парижанин,  заметил по этому поводу, что во всем Париже только один человек знал, чей это флаг – сам Назарбаев.

«Хочешь флаг для Казахстана – голосуй за Нурсултана» — этот слоган времен первых всенародных выборов президента как нельзя лучше показывает связь в массовом сознании суверенности страны и личности ее первого руководителя. 

Казахстан состоялся как страна во многом благодаря сильной президентской власти. Принятая 30 августа 1995 года Конституция оформила президентскую власть фактически в качестве самостоятельной и стоящей над другими ветвями – законодательной, исполнительной и судебной.

Однако сильная президентская вертикаль со временем все больше теряла свою актуальность. В этих условиях руководство страны приняло решение пойти на масштабные внутриполитические преобразования. Вопрос транзита власти стал рассматриваться в качестве ключевого фактора необратимости и успешности  проводимых реформ.

Назарбаев не раз заявлял о необходимости перераспределения полномочий между президентом, правительством и парламентом. Правительственные эксперты с начала нулевых годов анализировали зарубежный опыт государственного реформирования, особое внимание обращая на страны Центральной и Восточной Европы, а также на Китай и Россию. Впоследствии сам Назарбаев лично инициировал изменения, направленные на перезагрузку системы властных отношений.

С 2017 года началась системная трансформация государства.

В январе была образована рабочая группа по перераспределению полномочий между ветвями власти. Было анонсировано вынесение на всеобщее обсуждение проекта конституционных реформ.

В марте парламент Казахстана принял изменения в Конституцию, направленные на преобразование страны из суперпрезидентской в парламентскую республику. Правительство стало полноценным органом исполнительной власти, подотчетным парламенту, была усилена независимость судебной власти и прокуратуры, укрепились позиции органов местного самоуправления.

В Конституцию было внесено положение, согласно которому независимость страны  не может быть изменена даже путем принятия нового Основного закона.

Преемником Назарбаева на посту президента стал Касым-Жомарт Токаев.

Что мы знаем о Токаеве? Не ошибусь, если предположу, что среднестатистический белорус не знает  о нем ничего. Он сугубо казахский политик, в отличие от Назарбаева, который стал известен еще в советскую эпоху. Нурсултана Абишевича прочили на должность председателя Совета Министров СССР, и многим такая идея импонировала.

Но, тем не менее, Токаев не был обречен быть в тени предшественника.

Родился в Алма-Ате. Отец – известный казахский писатель, член Президиума Верховного Совета Казахской ССР. Мать –  преподавательница в Алма-Атинском педагогическом институте иностранных языков. Закончил МГИМО, китаевед.

Молодой президент-интеллектуал при сохранении определенного влияния многоопытного Назарбаева – что, казалось бы, лучше? Идеальный пример политической устойчивости для дальнейшего наращивания экономической мощи.

Но в том то и дело, что на постсоветском пространстве не нужны сильные современные государства вне зависимости от того, демократичны они или авторитарны.

Именно успешность Казахстана и предопределила попытку недавнего мятежа.

Здесь враги молодого государства не стали заморачиваться красивой картинкой массового возмущения с шариками и ленточками.  Вряд ли в казахских условиях это бы получилось. Пошли, по, казалось бы, более основательному пути – с оружием и убийствами силовиков. Исходили, по-видимому, из того стереотипа, что интеллектуалы редко идут на решительные действия.

Но просчитались. Казахстан, как и Беларусь, дал пример успешного отпора технологиям переворота. Если месяц назад еще можно было говорить об уникальности белорусской победы в противостоянии западным технологиям, то сегодня уже можно говорить о тенденции. Похоже, евразийская Реконкиста началась.

Олег КУНЕЦ

Понравилась новость? Поделитесь ею с друзьями, используя кнопки: