В музее Белорусского Полесья сохранилось немало оригинальных артефактов Василия Коржа — PINSKNEWS.BY

Loading

Ровно 80 лет исполнилось 23 марта со дня знаменитого санного рейда, в котором одну из ключевых ролей сыграла группа партизан под руководством Василия Коржа. Эта операция стала, наверное, самой успешной в истории народных мстителей. Именно после нее немцы начали воспринимать их всерьез: всего за два месяца рейда партизаны уничтожили множество гарнизонов. Побывали в Пинске, где Василий Захарович под псевдонимом Комаров начал формировать свой отряд, и узнали малоизвестные факты об этой и многих других операциях народных мстителей.

Партизанские отряды Василия Коржа во время Великой Отечественной войны:

  • уничтожили свыше 26 тысяч гитлеровцев;
  • разгромили более 60 немецких гарнизонов;
  • пустили под откос свыше 460 немецких эшелонов;

В тылу врага провели 1119 дней.

Наиболее яркими сражениями во время «санного рейда» считается разгром гарнизона немцев близ станции Постолы современного Житковичского района. Партизаны уничтожили более сотни бойцов, многих взяли в плен. Также удачной оказалась операция в Долгом. Как вспоминал Василий Корж в своем полевом дневнике, за несколько минут удалось уничтожить 11 полицаев и захватить более 20 единиц стрелкового оружия.

Пинск считается родиной партизанского движения. Хотя среди ученых и историков идут споры на этот счет. Некоторые исследователи настаивают, что первые соединения появились все же в Гродненской области.

— Когда именно было предложено создать партизанский отряд, доподлинно неизвестно, — рассказывает старший научный сотрудник музея Белорусского Полесья Александр Оржеховский. — Считается, что это произошло вечером 22 июня, в день вероломного нападения Германии. Тогда в городе проходило заседание областного комитета партии (Пинск был административным центром одноименной области). Тогда предложение Коржа местные власти едва не подняли на смех. Партийное руководство было уверено, что буквально через несколько дней советские войска выбьют фашистов со своей территории.

Александр Оржеховский.

Но отряд все же создали. В нем было всего 60 человек, в том числе Сергей Корнилов и его жена Вера Хоружая. Поначалу отряд не считался партизанским, а был прообразом истребительного батальона для борьбы с немецкими шпионами и диверсионными группами. Первые дни гитлеровцы к городу не подходили: его не считали стратегически важным направлением. Но уже 28 июня народные мстители дали захватчикам первый бой. А двумя днями ранее им удалось захватить в плен вражеских парашютистов-разведчиков.

— На трассе Пинск — Логишин два немецких бронетранспортера проводили разведку. Один из них партизанам удалось подбить. Поэтому фашисты решили некоторое время в город не входить, предполагая, что в нем остается достаточно крепкая власть. Поэтому рисковать не стали.

А вот 4 июля за Пинск взялись основательно.

Тактика гражданской войны

Для захвата города отправили отряды танковой дивизии генерала Фрица Шлиппера, которая до этого штурмовала Брест. Сохранились воспоминания генерала, где он отмечал: после тяжелых боев на границе захват Пинска оказался легкой прогулкой. Возможно потому, что к этому времени во избежание потерь Красную армию от города отвели. Существовала высокая вероятность, что войска попадут в котел. Город прикрывал как раз отряд Василия Коржа — те самые 60 человек.

Оккупация Пинска была неминуемой. Первыми в город отправились кавалеристы. Немцы специально подобрали белых лошадей — как символ отсутствия сопротивления со стороны местных, хотели грациозно войти. Однако у партизан были свои планы: сдавать город просто так они не хотели. Близ деревни Галево устроили засаду, хотя как таковой тактики у первых отрядов не было. И буквально в первые дни их уничтожили. Всех, кроме отряда Коржа.

— Василий Захарович имел хороший боевой опыт, — продолжил Александр Оржеховский. — За его плечами было участие в партизанском отряде во время советско-польской кампании, а также в боевых действиях в Испании. Корж предложил использовать особую тактику: не вступать в затяжной бой с противником. Совершил удар — уходи в безопасное место. Немцы были намного лучше экипированы и могли быстро вызвать подкрепление.

Партизаны обстреляли нацистов из винтовок, чего хватило, чтобы посеять среди гитлеровцев панику. По одной из версий, Сергей Корнилов с криком «ура!» пошел в штыковую атаку. Его смертельно ранили, а остальным народным мстителям удалось уйти в сторону Пинска. В том бою смогли захватить несколько единиц оружия, а гитлеровцы потеряли как минимум 20 человек.

Факты

Василий Корж родился 1 января 1899-го в деревне Хоростово (современная Солигорщина). В 1920-е был там председателем колхоза, параллельно состоял на спецучете органов госбезопасности и вел большую специальную подготовительную работу на случай возможной войны. После окончания командировки в Испанию Коржа арестовали по обвинению в шпионаже в пользу Польши. Признание он так и не подписал и был отпущен. Уже после Великой Отечественной войны Корж окончил Военную академию Генерального штаба и уволился в запас. Несколько лет работал заместителем министра лесного хозяйства БССР. А в 1953-м вернулся в родное Хоростово, где вновь возглавил колхоз.

Василий Корж пользовался огромным авторитетом. К концу 1942 года под его руководством в Пинском партизанском соединении насчитывалось не менее 2000 человек. А к приходу передовых советских частей, по разным оценкам, их количество достигло 15 тысяч. Хотя некоторые историки называют цифру в 8000-9000 партизан.

В музее Белорусского Полесья сохранилось немало оригинальных артефактов Василия Коржа. Самым ценным считается его китель, переданный в дар дочкой знаменитого партизана.

Интерес представляют и снимки отряда, сделанные во время проведения операций. Также в экспозиции есть архивные документы, удостоверения и другие уникальные экспонаты.

Партизан переодевали в полицаев

Василий Корж был одним из немногих, кто уже в первые дни войны понял: она не будет быстрой. В своих записках он часто акцентировал внимание на том, что путь окажется долгим и тяжелым. Там же отмечал: партизан должен сам себя обеспечить, позаботиться об одежде, провизии, на случай ранения уметь оказать первую помощь. Многие не выдерживали такого сурового быта.

Корж считал важной работу с жителями оккупированных территорий. В ноябре 1941-го, еще до санного рейда, партизаны провели «костюмированную» вылазку в одну из деревень. Они нацепили полицейские повязки, один из участников отряда — Эдуард Норманн — хорошо знал немецкий. Расчет был такой: переодетые партизаны приезжали в деревни якобы для проведения проверки, а на самом деле — ликвидировать полицаев.

Параллельно коржовцы поддерживали у местных моральный дух: давали понять, что советская власть делает все для скорой Победы.

«Санный рейд»

Как раз в то время разрабатывалась операция под руководством Василия Козлова, который до войны был заместителем председателя Совнаркома БССР. Она получила незамысловатое, но очень точное название «санный рейд». Окончательно ее порядок утвердили в декабре 1941-го.

— Пожалуй, это была одна из самых выдающихся операций в истории партизанского движения, — отмечает Александр Оржеховский. — Ее готовили около двух месяцев, в первую очередь — материальную базу: нужны были лошади, сани для быстрого передвижения. Сыграла на руку и погода. Зима в тот год оказалась снежной.

Люди приносили провизию, помогали с оружием, приводили лошадей, обеспечивали необходимыми вещами. В операции должно было участвовать около 600 партизан на разных направлениях. Главную скрипку играл сформированный Старобинский отряд Комарова под руководством Василия Коржа.

— Санный рейд морально сильно подкосил немцев, — подчеркивает сотрудник музея. — Никто не ожидал, что партизаны способны на столь дерзкие действия. Примерно за два месяца им удалось уничтожить много стратегически важной инфраструктуры в Минской и Полесской областях: только в одном Слуцком районе были подорваны практически все мосты через Случь.

Перемещались народные мстители преимущественно ночью, совершая марш-броски на несколько десятков километров. Если бой был неминуем, старались вступать в него в стороне от населенных пунктов.

— В деревнях, где это было возможно, партизаны распространяли листовки. Это делалось для того, чтобы сельчане верили: победа близка, — заключил Александр Оржеховский.

Люди отдавали свои последние сбережения на нужды Красной армии. Главный итог рейда, завершившегося 23 марта 1942 года, по мнению его руководителя Василия Козлова, — налаживание контакта с местными подпольными организациями. Это во многом могло предопределить окончательную Победу в мае 1945-го.

Александр НОВОХРОСТ, газета «7 дней»

Фото Павла ОРЛОВСКОГО

Понравилась новость? Поделитесь ею с друзьями, используя кнопки: