Николай Калько перенял отцовское мастерство искусной резьбы по дереву — PINSKNEWS.BY

Loading

Неожиданное знакомство

Даже странно как-то: об этом интересном человеке уз­нал только сейчас по его за­нимательным рассказам в де­кабрьском номере (2022) ве­дущего литературного журна­ла страны «Неман», хотя мно­го лет проработал в редакции ивановской райгазеты, в том числе главным редактором.

В короткой справке об ав­торе публикации с удивлени­ем читаю, что Николай Ива­нович Калько родился в 1962 году в д. Рагодощь Иванов­ского района. Учился в Пин­ском мясо-молочном техни­куме. Живет в Пинске.

Конечно же, заинтересо­вался. Уж очень впечатлили его пропитанные полесским колоритом и юмором корот­кие, но емкие истории.

>>> ПРОЗВИЩА ПОЛЕССКИХ ДЕРЕВЕНЬ

Мы встретились в его квартире в Пинске.

До встречи я не знал, что он еще и мастер по изготов­лению резных деревянных ложек. А увидев его творения искусства, ахнул. Но об этой грани его творчества далее в ходе повествования.

Начнем с истоков.

Детство деревенское – детство хуторское

– Я буквально пропадал на хуторе Кружки, что в по­лутора километрах от Раго­дощи. Там жили мои дед Лу­кьян Лукьянович и бабушка Лукерья, родители моего от­ца Ивана Лукьяновича. А во­обще весь род называли Лу­кьяны, потому что это имя передавалось из поколения в поколение.

Теперь на месте хутора ров­ное поле. Но и его запечатлел на фото Николай Иванович, чтобы иногда возвращать­ся в родной уголок дорогими сердцу воспоминаниями.

С дедом Лукьяном любил ходить за грибами. От него узнал, что съедобными мо­гут быть не только боровики, подосиновики, подберезови­ки, сыроежки и другие, кото­рые знают все, но и мало ко­му известные «коровы», «сви­ньи», «коты»… Собирали это­го добра очень много, а баба Лукерья готовила из них на­стоящие лакомства.

Еще дед был заядлым ры­баком. Отправлялся за три километра на Днепро-Буг­ский канал с удочкой, и хоть приносил в торбочке пять-семь окуней да плотвичек, все это было детишкам в ра­дость.

Однажды он едва прита­щил метрового сома. Вот так событие было! Все хуторяне шли посмотреть.

– А для нас, детишек, это было и вовсе что-то сказоч­ное. Дед уложил его в боль­шой таз, так с одной сторо­ны голова до пола, тогда еще глиняного, а с другой – хвост. Топором разрубали. А каким аппетитным оказался! До сих пор вкус помнится. Но тут и баба Лукерья постаралась.

Малый Николка вместе со сверстниками ловил в яме, из которой взрослые таскали глину (неслучайно соседняя деревня называется Глинно), прачиков-головастиков, и нес бабе Лукерье целую банку, дескать, смотри, сколько ры­бы. А тут такой великанище, выше их роста.

Помнит же себя герой по­вествования с того времени, когда не смог переступить внутреннюю высокую подва­лину-порог в доме, решил пе­релезть, но завис. И тут теле­нок сзади мордочкой-пысоч­кой подтолкнул.

Помог. Перекувырнулся.

Вот такое хуторское дет­ство. Хутора как-то незаметно перетекали, словно ручьи в реку, в деревню. Пока совсем не исчезли, а со временем и вовсе сровнялись с землей.

Долгий путь к творчеству

Отец Николая был очень мастеровитым человеком. Поселившись после женить­бы с матерью в деревне в ма­ленькой старой избушке, сра­зу же принялся строить дом. Все делал своими руками. Причем не только дом, но и печь, мебель, деревянную по­суду, другую утварь. Мальчик внимательно наблюдал, как в умелых руках обычная дере­вяшка превращалась в краси­вую и удобную ложку, полов­ник, миску, таз, дежку…

Так и зародилась в нем тя­га к художественному ремес­лу. Правда, проявилась она уже в довольно почтенном возрасте. А толчком стало знакомство со статьей в жур­нале «Юный техник».

– Случайно оказался в мо­их руках этот журнал. От­крыл наугад где-то с середи­ны, и сразу же на глаза по­пался заголовок «Изделия по дереву». Будто специально. Конечно же заинтересовал­ся. Внимательно прочитал и даже изучил. Вспомнил дет­ские впечатления от отцов­ских изделий. Руки зачеса­лись. Начал пробовать. Бла­го в той публикации подроб­но описывался весь процесс: от выбора древесины до по­следних штрихов. Гляжу, по­лучается все лучше и лучше, близкие стали подхваливать, даже восхищаться. Так и втя­нулся в «ложечное» ремесло…

Но это было потом, во взрослой жизни, а пока…

– В нашей деревне бы­ла восьмилетка. Так меня тя­нули на отличника. Поче­му тянули? Видели, что если перейду в среднюю школу в соседние Гневчицы, то от мо­их пятерок мало что останет­ся. Особенно слаб был в мате­матике и не очень-то силен в других точных дисциплинах. Тогда поступить будет трудно. А отличников в то время при­нимали в учебные заведения без вступительных экзаменов.

Тут Николай Иванович перешел все границы своей скромности, так как в даль­нейшем Пинский мясо-мо­лочный техникум окончил также с отличием.

Но и здесь рассказчик не преминул «уколоть» себя, де­скать, в диплом все препо­даватели выставляют пятер­ки, а математик заупрямился. Тройка, и все тут.

– Едва уговорило его ру­ководство техникума. Да я и сам был против такого подар­ка. Но…

Для так называемых «крас­нодипломников» тогда пре­доставлялся свободный вы­бор места работы.

– С такими же отлични­ками, как и сам, двинулись в Калининградскую область. Молодым ребятам, види­те ли, романтики захотелось. Недолго, правда, она дли­лась. Через год призвали в ряды Советской Армии. По­сле демобилизации вернулся в родную Рагодощь, устроил­ся в стройбригаду в местный колхоз. Но в те времена как-то принято было всей брига­дой частенько прикладывать­ся к горлышку, а так как я не переносил этого, снова от­правился в Пинск. На сей раз устроился на судоремонтный завод.

Понравились походы по Пине, Припяти в Гомель, Сож, Мозырь, а по Днепро-Бугу – в Брест. Любовался красотами природы.

В этот период проявилась в Николае Ивановиче твор­ческая жилка. Все сильнее и сильнее начал он чувствовать ее. И не только потому, что со школы больше всех пред­метов любил русский язык и литературу (эту любовь при­вила учительница Фаина По­таповна). Толчком послужил комический случай.

– В одном из портов мы задержались и всей коман­дой, вместе с капитаном, ре­шили посидеть в ресторане. Засиделись допоздна. Возвра­щались к себе на судно наве­селе. Задержал милицейский патруль. Старший спросил фамилии – ведь собрались составлять протокол. Один из нашей компании назвался Бык, второй – Козел. Стра­жи порядка показывают на третьего, дескать, а это что за птица. Тот и отвечает: Воро­на. Милиционеры потребо­вали документы. Проверили и расхохотались, потому что в паспортах значились имен­но такие фамилии. В итоге отпустили нас с миром и не стали составлять протокол. Чем не юмористический сю­жет?! Захотелось написать.

Дальше – больше

Начал собирать полесские юмористические бывалицы. Затем – своеобразную эн­циклопедию так называемых уличных имен, как говорят в народе, кличек, и таких же народных, неофициальных, именований деревень. Со­брал немало. Друзья из писа­тельских кругов посоветова­ли отдавать все это в газеты и журналы.

Появились публикации. Они появляются в периодике по сей день. Теперь вот начи­наю так называемый рыноч­ный цикл «Сельские сплет­ни». Почему рыночными ре­шил назвать? Да просто ког­да продаю на рынке свои де­ревянные изделия, сельчане подходят и начинают расска­зывать о происходящем в их деревне, а это в основном как раз сплетни. В диалогах при написании текстов стараюсь по максимуму использовать местный говор рассказчика. Ведь он даже в соседних се­леньях отличается и весьма колоритен. Недавно отправил в журнал «Неман» 22 страни­цы текста о деревенских про­звищах. Пообещали опубли­ковать. Для меня важен не столько факт публикации, сколько резонанс, ведь это глубинное народное творче­ство.

Из «рыночных» наблюде­ний Николая Ивановича вы­делил для себя несколько наиболее характерных. На­пример, кто-то из его посто­янных собеседников как-то высказался в том плане, что продавцы здесь в чем-то на­поминают свой товар. Те, кто торгует всякой китайской, да и любой заграничной «гла­мурью», и сами какие-то гла­мурные, к ним не подсту­питься, не поговорить. А тут, мол, и товар нашенский, на­стоящий, и продавец такой же, хочется пообщаться.

Поделился собеседник и еще одним существенным наблюдением:

– Приезжие долго рассма­тривают изделия, прицени­ваются, стараются сбить це­ну. А россияне вообще не спрашивают, сколько сто­ит та или иная вещь. Выби­рают понравившуюся и без лишних слов выкладывают названную сумму. Николай Иванович ничего необычно­го в своем ремесле-увлечении не видит.

– Вырезаю себе, да и все тут. Никаких секретов. Бе­ру в одну руку деревяшку, а это как правило клен, липа, ясень, береза, ольха, яблоня или груша, реже дуб, в дру­гую нож, и потихоньку стро­гаю. Нередко занимаюсь этим прямо за своим торго­вым столиком на рынке ли­бо в другом людном месте. Очертания будущего изде­лия на заготовке уже наме­чены. Люди подходят, при­сматриваются, задают вопро­сы, некоторые подолгу стоят, наблюдают. Со многими дав­но знаком, они знают, что за­писываю различные курьезы из сельской жизни и публи­кую их в местных и респу­бликанских изданиях, а так­же на сайте «Пинчуки и пин­чане», поэтому охотно делят­ся новыми историями.

Примечательно, что рабо­тает мастер почти исключи­тельно ножом – не кухон­ным, конечно же. Специаль­ные резцы практически не использует. Тем более удив­ляют его, без преувеличения, изысканные шедевры. Осо­бое же восхищение вызыва­ют ложки с ручками в виде спиралей, в том числе сдво­енных, ложки на цепи – ведь все это без единого стыка, сделано из древесного моно­лита. Шлифует почти готовое изделие мастер вручную в ос­новном обычной наждачной бумагой. И, наконец, пропи­тывает его опять же обыч­ным, натуральным, льняным маслом. Вот и все – экологи­чески чистое, а если точнее, полезное произведение ис­кусства, и по совместитель­ству кухонная принадлеж­ность, готово.

Анатолий КРЕЙДИЧ, p-v.by

Фото Людмилы РЕБКОВЕЦ

Понравилась новость? Поделитесь ею с друзьями, используя кнопки: