Рациональное использование сельскохозяйственных земель – фундамент эффективного развития — PINSKNEWS.BY

Loading

Одним из факторов социально-экономического развития нашей страны является рациональное и эффективное использование земель сельскохозяйственного назначения. Они выступают средством сельскохозяйственного производства, являясь ключевым фактором обеспечения продовольственной безопасности, а также сферой существования и средством повышения качества жизни значительной части населения.

Из этого следуют главные цели и задачи эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения: необходимость сохранения и рационального, эффективного использования сельскохозяйственных угодий, создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции при условии сохранения плодородия почв с соблюдением требований в области ее охраны.

Как показывает практика, значительная часть закрепленных земель сельскохозяйственного назначения связана с их неиспользованием либо нерациональным использованием.

Неиспользование земель сельскохозяйственного назначения зачастую происходит из-за отсутствия финансово-технической возможности, труднодоступности, отдаленности, низкого качественного состояния земель, что не является основанием для неисполнения своих обязанностей по использованию земель.

Обязанности собственников земельных участков и землепользователей по использованию земельных участков предусмотрены в статье 85 Кодекса Республики Беларусь о земле (далее — Кодекс), среди которых можно выделить следующие:

  1. использовать земельные участки, а также расположенные на них строения в соответствии с их целевым назначением и условиями отвода земельных участков:
    • на пахотных землях – проводить работы по ее обработке под посевы сельскохозяйственных культур;
    • на луговых – проводить соответствующие работы по сенокошению, не допускать зарастания сорняками, кустарниками, мелколесьем и иных признаков деградации травостоя; обеспечить наличие необходимого количества сельскохозяйственных животных от предельно допустимой нормы нагрузки на общую площадь луговых, и (или) проводить сенокошение в целях заготовки кормов;
    • на многолетних насаждениях – проводить работы по уходу, уборке урожая и раскорчевке списанных многолетних насаждений;
  2. осуществлять мероприятия по охране земель.

Мероприятия по охране земель включают:

  1. благоустройство и эффективное использование земель, земельных участков;
  2. сохранение плодородия почв и иных полезных свойств земель;
  3. защиту земли от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания, засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения (засорения) отходами, химическими и радиоактивными веществами, иных вредных воздействий;
  4. предотвращение зарастания сельскохозяйственных земель древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями) и сорняками;
  5. сохранение торфяно-болотных почв при использовании сельскохозяйственных земель, предотвращение процессов минерализации торфяников;
  6. восстановление деградированных, в том числе рекультивировать нарушенные, земли;
  7. снятие, сохранение и использование плодородного слоя земель при проведении работ, связанных с добычей полезных ископаемых и строительством.

Задачи по наведению порядка в использовании земель поставлены Главой государства перед Правительством и облисполкомами.

Государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляется в целях соблюдения всеми гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами установленного порядка пользования землями, земельными участками, а также иных правил и норм, предусмотренных законодательством об охране и использовании земель.

Функции государственного контроля за использованием и охраной земель (в том числе за использованием земель сельскохозяйственного назначения)возложены на структурные подразделения землеустройства местных исполнительных комитетов.

Рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения включает в себя мероприятия направленные на поддержание и повышение плодородия земель, определенного уровня урожайности основных сельскохозяйственных культур, обеспечение оптимальной нагрузки на луговые при производстве продукции животноводства, предотвращение выбытия сельскохозяйственных угодий из хозяйственного оборота, недопущение зарастания земель сорной и древесно-кустарниковой растительностью, а также захламления бытовыми и производственными отходами.

Неисполнение вышеуказанных требований расценивается как неиспользование либо нерациональное использование земель, за что недобросовестные землепользователи будут привлечены к административной ответственности по части 2 ст. 16.10 «Нарушение порядка использования земли и требований по ее охране» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Нарушения по части 2 ст. 16.10 КоАП влекут наложение штрафа на физическое лицо в размере до двадцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя – до ста базовых величин, на юридическое лицо – до трехсот базовых величин.

Надзор за точным и единообразным исполнением законодательства, регулирующего порядок изъятия и предоставления земельных участков, осуществляется Генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами.

Источник: Пинский райисполком

Понравилась новость? Поделитесь ею с друзьями, используя кнопки: