В Пинском лесхозе рассказали, кто принимает решение о рубке деревьев — PINSKNEWS.BY

Loading

Рубить нельзя оставить. Решение о том, как именно поступить, принимается отнюдь не спонтанно: захотели – срубили дерево, захотели – оставили. Этот процесс совсем не такой простой, как может показаться на первый взгляд дилетанту, далекому от нюансов работы лесной отрасли. И в частности тем, кто в последнее время на фоне повышенного спроса и подорожания древесины в мире начал говорить о том, что в Беларуси в связи с этим ведется массовая вырубка леса.

Дело в том, что рубки деревьев не проводятся там, где захочется отдельно взятому человеку. Раз в 10 лет проходит так называемая инвентаризация лесного фонда. С учетом возраста древесины, состава лесов намечаются мероприятия по ведению лесного хозяйства на протяжении следующих 10 лет. В настоящее время отмечается пиковая лесистость для Беларуси за последние 100 лет – свыше 40% территории.

Все это подтвердили в Пинском лесхозе.

Александр Верхушкин.

Главный лесничий Александр Верхушкин рассказал, что все лесозаготовительные рубки проводятся в полном соответствии с лесоустроительным проектом 2019 года. Этот проект, своего рода бизнес-план для лесхозов на 10 лет вперед, составляется таксатором – специалистом, который собирает подробную информацию о состоянии лесных угодий. Согласно этому проекту общая площадь земель лесного фонда нашего лесхоза на 1 января 2021 года составляет 91,9 тысячи гектаров, в том числе лесопокрытая площадь – 81,9 тысячи (81 тысяча на 1 января 2020 года), общий запас древесины на корню – 18 019,1 тысячи кубометров (17 802,8 тысячи кубометров на 1 января 2020 года), в том числе спелых и перестойных – 2 888,6 тысячи кубометров (2 569,2 тысячи кубометров на 1 января 2020 года). Средний запас насаждений составил 220 кубометров (219 на 1 января 2020 года). Также вырос на 1 кубический метр и запас спелых и перестойных насаждений – с 285-ти до 286-ти.

– К нам в лесхоз на так называемые полевые работы приезжают таксаторы. Целый год они здесь работают, все изучают, а потом пишут проект, где указывают необходимые мероприятия, которые мы должны провести в наших угодьях: от лесовосстановления, ухода за лесными культурами до рубок ухода и рубок главного пользования. То есть всё прописано. Есть лесоустроительный проект для каждой рубки. Мы не можем отойти от этого проекта ни на шаг, потому что ежегодно нас проверяют и смотрят, чтобы мы вырубали лес только согласно утвержденному проекту. Поэтому считаю, что некоторые волнующиеся по этому поводу не на правильном пути, – подчеркивает Александр Верхушкин.

Все леса в Беларуси делятся на 4 категории: природоохранные, рекреационно-оздоровительные, защитные, эксплуатационные. Заготовка древесины в нашем лесхозе ведется в основном в эксплуатационных лесах на площади 67,9 тысячи гектаров, что составляет 73,9% от общей площади лесхоза. На остальной площади ведутся только санитарно-оздоровительные мероприятия. Максимальные объемы вырубки были в 2018 году в связи с усыханием сосновых насаждений из-за короеда. В последующие годы эта проблема пошла на спад, и объемы снизились.

Рубки главного пользования назначаются таксатором только по достижении древостоя возраста спелости, после чего древесина будет терять свои технические свойства, ведь у каждой породы свой срок созревания. К примеру, сосну, ель, пихту и лиственницу в эксплуатационных лесах можно рубить с 81 года, дуб, ясень и клен – со 101 года, березу (кроме карельской) – с 61 года, а осину и тополь – и вовсе с 41-го. Именно в этот период насаждения переходят в категорию «спелых», и если вовремя не снять «урожай», то через определенное время они просто погибнут. Здесь уже речь идет о рациональном использовании природных ресурсов.

– Мы, если вырубаем лес, то соответственно занимаемся и его посадкой, – отмечает Александр Верхушкин. – К примеру, в прошлом году лесхозом были вырублены насаждения на площади 412,1 гектара, а засажена под новые леса площадь в 602 гектара, то есть посадили почти на 200 гектаров больше, чем вырубили. Это свидетельствует о том, что леса не истощаются, на месте вырубленных создаются новые. Кроме того, сельхозпредприятия передают нам в пользование низкобалльные земли, на которых также занимаемся лесоразведением.

Для создания новых лесов в Пинском лесхозе выращивают саженцы в постоянном питомнике, расположенном в Ивановском лесничестве. По большей части это саженцы сосны, которую выращивают как основную породу, а также березы и дуба. В прошлом году было посеяно
3 гектара сосны, поскольку знали, что ожидаются большие объемы посадки. В первую очередь, конечно, лесоводы обеспечивают посадочным материалом свои лесничества. Если есть излишки, то их продают. Например, в прошлом году продали 200 тысяч саженцев Ляховичскому лесхозу, 500 тысяч – Петриковскому и Октябрьскому лесхозам Гомельской области. В этом году посеяли уже 2 гектара сосны. В настоящее время в лесхозе идет процедура закупки двух теплиц для выращивания в них сеянцев сосны.

Все проводимые в лесхозе работы говорят о том, что здесь заботятся о сохранности леса и его воспроизводстве. А о массовых рубках нет даже и речи.

Деревья, конечно, вырубают, но и постоянно занимаются созданием новых лесов.

Больше всего главного лесничего Пинского лесхоза волнуют другие проблемы. Одна из них – охрана леса от пожаров. В этом году, к счастью, погода способствует тому, что лес практически не горит. Пока что был зафиксирован только один пожар: когда горели земли запаса города, сильным ветром огонь перебросило на 20 метров через линию ЛЭП, и он попал на территорию нашего лесхоза, в
результате чего пострадало 1,1 гектара леса.

– Но мы работаем в этом направлении: в лесхозе есть квадрокоптер, с помощью которого отслеживаем возможные лесные пожары, – рассказывает Александр Верхушкин. – Кроме того, купили три емкости по 5 тонн для тушения лесных пожаров, в настоящее время проводится процедура закупки двух пожарных автомобилей с емкостью 3 тонны для оперативной доставки воды к месту ликвидации лесных пожаров.

Еще одна проблема – это мусор в лесу. Несмотря на установленные фотоловушки, все же находятся смельчаки, которые мусорят и попадают в поле зрения камеры фотовидеофиксации. Кроме того, что камера сразу фиксирует нарушителя, информация тут же онлайн передается сотруднику лесхоза. И никакие уловки не помогут избежать наказания, даже если вы разобьете камеру, как это недавно сделал один из жителей района, за что был наказан.

Особенно беспокоит главного лесничего загрязненность лесопарковой зоны в новом микрорайоне города. Александр Верхушкин с горечью в голосе говорит, что многие люди не ценят того, что делают для их же удобства, и уничтожают красоту.

Напомню, что в лесопарковой зоне сотрудники Пинского лесхоза установили скамейки, беседки для отдыха. Мамы с маленькими детьми с удовольствием там прогуливались: и чистый воздух, и посидеть на скамеечке можно. Но далеко не все оценили этот комфорт. Скамейки и беседки ломают, везде горы мусора, особенно после выходных.

– Мы просто не успеваем это убирать, – рассказывает Александр Иосифович. – Мы все делаем для людей, а они не понимают хорошего. Думаю, придется потихоньку и скамейки, и беседки убирать отсюда. А зачем они? Вместо семей с детьми там собираются компаниями, выпивают. Потом эти нетрезвые люди ведут себя вызывающе, мусорят, ломают наше имущество. Сам наблюдал, насколько маме с ребенком там было некомфортно.

Подытоживая все вышесказанное, можно отметить, что в лесном хозяйстве хватает реальных проблем. А разговоры о массовой вырубке леса попросту надуманные. В нашей стране не вырубают лесов больше, чем создают. За последние 10 лет только в лесном фонде Минлесхоза руками лесоводов было создано более 320 тысяч гектаров новых лесов. Одним словом, в Пинском лесхозе, впрочем, как и во всех лесхозах страны, неукоснительно соблюдается основной принцип работы лесоводов – неистощительность лесопользования. И так будет всегда.

Инна УРБАНОВИЧ
Фото автора.

Понравилась новость? Поделитесь ею с друзьями, используя кнопки: