Как сложилась жизнь семьи беженцев из Донбасса в Пинском районе — PINSKNEWS.BY

Loading

Восемь лет назад агрогородок Лопатино стал вторым домом для главного агронома местного сельхозпредприятия Василия Городилова и его семьи. Восемь лет они живут под мирным небом в Беларуси и пытаются забыть тот ужас и страх, который пришлось им испытать в 2014 году во время вооруженного конфликта в Донецкой области Украины.

Василий и Татьяна Городиловы жили в селе Степановка Шахтерского района Донецкой области. Василий после окончания Луганского аграрного института работал агрономом в местном хозяйстве, главным агрономом в исполкоме, потом был инспектором в региональном ландшафтном парке «Донецкий кряж». В семье подрастали двое детей – дочь Лиза и сын Владислав. Семья держала хозяйство – у них было две коровы, два быка, обрабатывали много земли. Вообще, в селе, где проживало полторы тысячи человек, люди в основном занимались сельским хозяйством, чем зарабатывали себе на жизнь. Одних коров только было 600 голов. Так вот и трудились себе мирно жители села Степановка, да и всей Донецкой области, пока не начались военные действия.

Всё изменилось в 2014-м…

– Все изменилось в 2014 году, и началось со Славянска, – рассказывает Василий Григорьевич. – Пока до нас не дошло, казалось, что это что-то далекое и нереальное. Смотрели, что показывали по телевизору, переживали, конечно, но думали, что все быстро закончится, как это уже бывало, майданы там всякие. Но, к сожалению, этого не случилось, и нас ждали страшные события.

Василий как сейчас помнит, когда и где началась стрельба. По работе он поехал на Саур-Могилу (это курган в Шахтерском районе, одна из высот Донецкого кряжа. После Великой Отечественной войны на Саур-Могиле был создан мемориальный комплекс, в ходе боев в августе 2014 года он был разрушен постоянными обстрелами – прим. автора). И там начали стрелять. Погибло два мирных жителя. Дальше – больше. Боевые действия развернула украинская армия, а за Степановкой стоял националистический батальон «Ярош». Националисты могли просто так, ни за что убить человека, расстрелять дом из автоматов или танка. На глазах Василия погибло немало людей, в том числе и детей. В его дворе разрывом снаряда убило 10-летнего мальчика, который не успел помочь своей бабушке спрятаться в подвал от обстрела. Была полностью уничтожена школа, разрушено порядка 60 процентов жилых домов в Степановке, в том числе и дом родителей жены Василия. Его собственный дом тоже пострадал, но незначительно. Его подремонтировали, и там остались жить Танины родители, поскольку отец ее перенес два инсульта, и из-за этого мужчину не смогли эвакуировать.

Трудная дорога в Беларусь

Вскоре после начала боевых действий развернулась эвакуация жителей села в город Шахтерск. А куда потом? Сначала, рассказывает Василий, думали ехать в Махачкалу, там у него дядя. Но как выехать из города? Это было просто нереально, потому что нужно было ехать через Украину, а мужчин возраста Василия снимали с поездов. У людей был выбор: или отправиться в лагерь беженцев в Ростов, или пробовать прорываться в Беларусь. Решили – в Беларусь. Но для начала нужно было добраться до Донецка. Опять же как? Вокруг стрельба, суматоха, горят танки, лежат убитые люди. Очень страшно. Собрали кое-какие пожитки, документы, детей в охапку, Василий заказал билет на автобус…

Но на маршрутку до Донецка они опоздали, всего на 5 минут. И это был знак судьбы!

Как раз в это время в новостях сообщили, что тот автобус, на котором семья Городиловых должна была ехать из Донецка, полностью обстреляли, погибли люди. И все же выбираться из зоны военных действий как-то было нужно. Каким-то чудом рядом оказался сосед Василия на машине, сам бывший афганец, много чего повидавший во время службы. Доехали до Донецка, а дальше дорога была как в фантастическом квесте: куда ни повернешь – проехать нельзя, кое-как находили свободный путь. Так попали в самый Донецкий аэропорт, где шли активные боевые действия. Все горит, все перевернуто. Дети плачут, боятся. Военные показали, как оттуда выбраться.

– Нам говорят: езжайте прямо. Ну мы и поехали, – рассказывает Василий. – Попали на второй пост. А там спрашивают, мол, как вы сюда попали и вообще как проехали, здесь все заминировано? Что делать? Кое-как выбрались. И там нас встретили уже солдаты украинской армии. Не выпускали минут 40. Чтобы меня не оставили в Украине, пришлось сказать, что Татьяна не жена, а сестра, об этом меня заранее предупредили. А одному с детьми проехать можно было.

В зоне боевых действий Василий с семьей пробыл около трех недель. Этого хватило, чтобы понять, насколько важны жизнь и семья, и их никакое богатство не заменит.

– Выдохнули, когда попали в Белгород, – рассказывает Василий Григорьевич. – Оттуда отправились в Беларусь. Почему именно в вашу страну? Дядя мой рассказал, что в Ганцевичах у нас есть очень дальние родственники, настолько дальние, что я их никогда не видел и не общался, но все же родственники. И в Беларуси не стреляют. Сначала мы остановились у них, пробыли около недели. За это время обзванивали разные исполкомы, узнавали, где есть какие места для работы, жилье. Оказалось, что в Ласицке нужен агроном. Поехали туда. Но как только узнал, что рядом украинская граница, наотрез отказался, хоть и директор в хозяйстве был хороший, мне понравился. На обратном пути он предложил заехать в Лопатино. И там нашлась для меня вакансия.

Люди не оставили в беде

Потихоньку жизнь наладилась. В Лопатино молодой семье дали служебное жилье. Вскоре к ним приехали родители Василия, устроились здесь на работу. Все жили в одном доме. Правда, потом мама с папой уехали в Червенский район Минской области – их позвал туда кум Василия. Там они живут до сих пор, мама уже на пенсии, а папа трудится в животноводстве. Жена Татьяна работала в Лопатинской школе библиотекарем, потом получила еще одно высшее образование – стала психологом. Старшая дочь Лиза пошла в первый класс местной школы, младший сын – в детский садик.

– Большую поддержку нам оказал Белорусский Красный Крест – ваучерами на питание. В Бресте в отделе по гражданству и миграции нам сделали допзащиту, благодаря которой мы имеем такие же права, как и граждане Беларуси, например, медицинские услуги для нас бесплатные, – рассказывает Василий. – Надеюсь, скоро получим белорусское гражданство. Уже наши документы направили в Минск на рассмотрение. Буквально на днях звонили из РОВД, сказали, что Брест дал добро. Теперь будем ждать ответа из Минска.

В коллективе Василия Городилова приняли очень хорошо. Люди собрали семье помощь, ведь на тот момент у них с собой ничего не было. Помогли с оформлением документов. Вообще Василий Григорьевич отмечает, что у нас очень душевные и сострадательные люди, в беде не оставят, помогут чем смогут. Что касается работы, то тоже помогли новому сотруднику быстро войти в курс дела. Здесь, говорит Василий, совсем не та техника, что у них была, а новая, современная, достаточно сложная в эксплуатации. Да и по специальности уже 4 года он не работал. Но благодаря людям, которые здесь трудились и трудятся, быстро освоился.

Скоро будет новый дом

Со временем Городиловы получили вид на жительство. В семье появилось еще двое ребятишек – сыновья Никита и Богдан. И уже как многодетная семья Городиловы построили дом в Плещицах. А началось все с того, что жена Татьяна прочитала в нашей «Полесской правде» информацию о том, что можно построить дом многодетной семье имея вид на жительство. Василий засомневался, но жена настояла, чтобы он все разузнал. Отправился в райисполком, там объяснили, что действительно можно. Семье помогли с оформлением всех документов – бумаги на постройку дома оформили за 2 недели. Сказать, что Василий Григорьевич был удивлен такой быстроте, это ничего не сказать. Для него все это вообще было сродни шоку. Он в чужой стране имеет право построить дом!

– У меня было ощущение, как будто я сплю, и все это происходит во сне, – рассказывает Василий. – Еще было только решение исполкома, банк не выделил деньги, а нам уже залили фундамент. Вот так и пошла стройка нашего дома.

Дом Городиловых практически готов к сдаче в эксплуатацию, остались работы по мелочам. Основное, что останавливает их семью, да и многие другие, это низкое качество воды. Но, как сказали в райисполкоме будущим жителям новостроек, вскоре в Плещицах планируется строительство станции обезжелезивания. Вот тогда семья и переедет в свой дом.

Пока же все идет своим чередом. Старшая дочь Лиза ходит уже в 9-й класс, Владислав – в 6-й, шестилетний Никита – в детский садик, полуторагодовалый Богдан пока с мамой дома. К слову, еще одним удивлением для семьи было то, что дети имеют возможность побывать в белорусском санатории бесплатно за счет профсоюза. И если есть такая возможность, почему бы ею не воспользоваться? Три недели ребенок под присмотром, сбалансированное питание, лечебные процедуры… Лиза собирается в санаторий уже в третий раз. Благодаря этому она существенно поправила свое здоровье.

«Я уверен в завтрашнем дне»

Судя по всему, в Беларуси Городиловы останутся насовсем. Здесь у них есть свой дом, дети изучают белорусский язык, здесь живут родители Василия. Конечно, хотелось бы еще перевезти и родителей Татьяны. Но, к сожалению, пока это невозможно. В Украине идут военные действия. Больно и горько наблюдать за тем, как гибнут люди, разрушаются дома. В ДНР, где остались тесть с тещей, более-менее спокойно, но туда никак не доехать. Пока что желание съездить на Родину остается лишь мечтой, насколько несбыточной или наоборот, покажет время. В любом случае, говорит Василий, все близкие, друзья, кто там остался, с кем он общается, хотят мира, надеются на скорое окончание военных действий.

– Считаю, что все украинцы должны объединиться и прекратить военные действия, а не разжигать вражду, – говорит Василий Григорьевич. – Хотя наблюдаю, что в связи с этими событиями даже многие родственники переругались между собой. Вспоминаю, как в нашем селе все жили мирно, не было никакого разделения, все дружили. Что случилось сейчас, чем это объяснить? Нет у меня ответа на этот вопрос.

О том, что приехали в Беларусь, Городиловы совершенно не жалеют и не понимают тех людей, которые всеми правдами и неправдами стремятся попасть в Европу.

– Многие украинцы побежали кто в Польшу, кто в Германию, но кто их там ждет? В Россию они не хотят, в Беларусь не хотят. Думают, что на Западе их защитят. Никто их не защитит! А какой работой их обеспечат? Но люди наив-но верят, – рассуждает Василий. – На тот момент, когда я приехал сюда, мне было все равно где работать, кем работать, какая будет зарплата, главное, чтобы была жива семья, чтобы было что поесть и где жить. А многие думают больше о деньгах. И тут я не вижу честности. Так вы спасаетесь от войны или главное для вас деньги? По мне лучше мирная жизнь, пусть и по меркам некоторых не такая и богатая, зато спокойная, я уверен в завтрашнем дне, уверен, что никуда не надо бежать и где-то прятаться. Беларусь, считаю, действительно страна для жизни. Может, здесь и не заработаешь огромных денег, хотя как еще посмотреть? Было бы желание. Вот в деревне чем плохо? Работаешь – получаешь зарплату. Хочешь держать корову – держи, хозяйство сено выписывает. В Украине я сено сам заготавливал. Держи коров, сдавай молоко, никто не запрещает, получай дополнительный доход. Поэтому если хочешь жить спокойно, пожалуйста, живи, для этого здесь есть все условия.

Инна УРБАНОВИЧ

Понравилась новость? Поделитесь ею с друзьями, используя кнопки: