Министр ЖКХ рассказал о проблемах в отрасли, о службе 115.бел и что будет с ценами на ЖКУ - PINSKNEWS.BY

Одна из проблем в ЖКХ — недобросовестные подрядчики. Об этом в эфире телеканала «Беларусь 1» заявил министр жилищно-коммунального хозяйства Андрей Хмель, сообщает БЕЛТА.

По словам министра, среди подрядчиков есть те, кто не может выполнять обязательства по договору. «Бывают случаи, когда организация выиграла тендер на капитальный ремонт жилого дома, начала работу, можно сказать, развалила все и потом по каким-то причинам, например финансовым, не смогла его завершить. Сегодня задача, и у главы государства это обсуждалось, исключить такие моменты в корне», — сказал Андрей Хмель.

Он также отметил: готовятся меры, чтобы местные власти могли назначать проверенных подрядчиков. «Естественно, будет контролироваться стоимость капитального ремонта, но мы тем самым исключим обращения граждан в части некачественного проведения капремонта и капремонта с затягиванием сроков. На конец прошлого года полторы сотни объектов превышали нормативные сроки проведения капитального ремонта», — пояснил министр.

По словам Андрея Хмеля, граждане часто спрашивают, почему при капремонте не ремонтируют подъезды. «Четко разграничено, какие работы выполняются в рамках капремонта, а какие могут быть выполнены за средства жильцов. Текущий ремонт подъезда — за средства жильцов. Сегодня и так практически 70% стоимости капремонта погашает государство. А 30% — это отчисления граждан, которые они видят в жировке, на капитальный ремонт», — сказал министр.

Чтобы отремонтировать подъезд, проводится собрание, определяется подрядчик, жильцы могут оплатить ему работы в рассрочку до полугода. «Br30-40 для жильцов подъемные. Да, есть пенсионеры, которым тяжело. Но все-таки это не надо платить год-два, а всего полгода. Подходы такие, и я считаю, это правильно», — пояснил Андрей Хмель, добавив: когда ремонт в подъезде делается за счет граждан, то и отношение к нему другое.

«Нельзя забывать, что сегодня многоквартирный жилой дом — это совместное домовладение, это частная собственность. Когда проходил процесс приватизации, то в стоимость приватизации квартиры входила и часть приватизации лестничной клетки, кровли и так далее», — отметил Андрей Хмель.

Хмель: стараемся, чтобы работники ЖКХ были открытыми

«Так легче находить общий язык с людьми, слышать их и решать проблемы», — отметил Андрей Хмель.

По его словам, в средствах массовой информации нужно показывать достижения, то, что сделано хорошо. «Сегодня, к сожалению, в отрасли проблемы есть, поэтому будем решать, становиться лучше. А значит, нас будет больше и в СМИ», — добавил Андрей Хмель.

Министр ЖКХ отметил: «Мы, естественно, выезжаем в регионы в рамках встреч с коллективами, посещаем объекты, но мы не постоянно в дороге, потому что министерство все-таки орган, который задет тон в методологии отрасли. Наша задача на сегодняшний день — сказать, как, что и когда нужно делать», — заключил Андрей Хмель.

Что будет с ценами на ЖКУ?

«Никакого резкого роста тарифов на ЖКУ не ожидается. Но нужно понимать, что рост тарифов неизбежен. Так как где-то растет стоимость энергоресурсов, где-то материалов, где-то повышается средняя заработная плата по стране. Для того чтобы этот рост был контролируемым и обоснованным, глава государства установил определенный коридор», — отметил министр.

«Тарифы формируются на основании себестоимости, устанавливаются планово-расчетные цены, и каждый рубль, каждая копейка в себестоимости проверяются на уровне министерства. Поэтому никакого резкого роста тарифов на сегодняшний день ждать не приходится. Возможно, они где-то планово будут повышаться, но все будет как последние 3-4 года. Так мы и будем работать дальше», — сказал Андрей Хмель.

Хмель о службе 115.бел: будем ужесточать контроль за выполнением заявок

«Сегодня есть четкий регламент взаимодействия как операторов службы 115, так и исполнителей заявки. Этот момент важен, потому что вопросов непосредственно к приему и передаче заявки нет, здесь все организовано четко, — сказал Андрей Хмель. — Проблемы бывают в исполнении заявки, это во-первых, а во-вторых — в наличии обратной связи».

Он пояснил: если есть аварийная ситуация, оператор, который принял заявку, передает ее исполнителю. «Каждый оператор знает, кому ее нужно передать, и она исполняется. Если есть вопросы более длительного характера, например ремонт ступеней где-то в парке или во дворе, объектов внешнего благоустройства, то нужно выехать обследовать, принять решение о ремонте, выделить финансирование. Этот процесс затягивается. В этом моменте могут возникать проблемы в части неинформирования гражданина, что эта заявка есть, но она будет выполнена, например, в третьем квартале», — сказал министр ЖКХ.

По его словам, есть и недоработки на местах. «Когда нерадивые исполнители, а отрасль большая и есть такие факты, принимают заявку и ее закрывают. Закрывают условно — она не выполнена. Закрыть ее можно обратным обзвоном гражданина, то есть он должен подтвердить выполнение, либо приложить фотографию, где что-то исполнено. Например незакрытый люк закрыли, сфотографировали и отдали в 115 — заявка снята. Бывают случаи, и мы с ними жестко боремся и будем бороться дальше, когда исполнитель просто прикладывает другую фотографию, тем самым пытается закрыть заявку. Это нонсенс. Мы будем ужесточать спрос за такие вещи», — подчеркнул министр.

Министр рассказал о перераспределении обязанностей в ЖКХ

«Сегодня министерство — это бескровный интеллектуальный центр, который вырабатывает решения для определенных повседневных задач. Это нормативка по капремонту, обеспечению населения коммунальными услугами, благоустройству. Эту работу как мы делали, так и будем делать», — сказал Андрей Хмель.

Он также отметил, что сегодня по Конституции указы могут потерять ту роль, которую они играли до принятия изменений в Основной закон. «Президент сказал: вы разберитесь, сегодня те функции, которые вы можете выполнять сами, у вас есть на это полномочия — вы выполняете и отвечаете непосредственно перед гражданами. Это правильно. Я думаю, что это добавит эффективности работе отрасли, принятию решений на местах», — сказал министр. Он подчеркнул: наделение полномочиями тех же местных исполнительных органов власти и Министерства жилищно-коммунального хозяйства неразрывно с ответственностью.

В ЖКХ 5% обращений касаются товариществ собственников

«Из всего вала обращений граждан, которые есть сегодня в отрасли жилищно-коммунального хозяйства, 5% — вопросы, которые касаются именно товарищества собственников. Это необоснованные поборы, неправильно в части исполнения законодательства принятые решения, это нецелевое использование средств, которые платят граждане. Это также непринятие руководителем ТС конкретных решений и нереагирование на просьбы граждан», — отметил Андрей Хмель.

По его мнению, управление жилищным фондом, его эксплуатация в перспективе будет осуществляться только специализированными организациями. «В большинстве своем, я вижу, что это будут государственные организации ЖКХ», — заключил он.

Об утеплении домов

«Мы должны говорить о капитальном ремонте жилого дома в том числе с точки зрения технических понятий. Утепление — это процесс модернизации, замена оконных блоков — тоже. Сегодня не совсем правильно ломать существующую систему, которая по большому счету себя оправдывает, и резко повышать стоимость отчислений граждан на проведение капремонта, для того чтобы делать весь комплекс работ. Стеклопакеты — это уже квартира, и там гражданин сам должен заботиться, чтобы их заменить», — сказал Андрей Хмель.

Он также отметил, что, по указу Президента, утеплить дома граждане могут за собственные средства в рассрочку. «Можно утеплять свои жилые дома, тем самым снижать потребление гигакалорий и впоследствии, соответственно, сокращать жировку и создавать более комфортные условия проживания. Человек должен участвовать. По Жилищному кодексу, есть обязанность — участвовать собственнику в содержании домовладения», — добавил Андрей Хмель.

Есть случаи, когда люди объединяются и хотят за свои средства утеплить дом. «Откровенно говоря, с учетом того, что сегодня стоимость гигакалорий на 20% оплачивает население, а 80% — государство, не всегда работают экономические механизмы, которые подталкивают людей экономить за счет утепления. Экономия есть, но она незначительная. Все-таки там, где есть вопросы прохлады, сырости, эти вопросы люди могут решать. Экономические механизмы в будущем будут появляться. Над этим работают в министерстве, в других государственных органах. Я считаю, что тот механизм, который есть, им нужно пользоваться сегодня», — заключил Андрей Хмель.

Около 30 тыс. семей в Беларуси в 2021 году получили адресную помощь по оплате ЖКУ

«Сегодня мы все считаем в среднем по стране: заработная плата, стоимость коммунальных услуг. Нельзя сегодня предугадать, кто платит больше, а кто меньше за ЖКУ. Есть те категории граждан, которые сегодня действительно не могут потянуть коммуналку. Но есть субсидии у государства. Они безналичные, жилищные. Государство сегодня видит, кому адресно нужно оказать помощь. И эта помощь оказывается. В прошлом году практически 30 тыс. семей в Беларуси получили такую субсидию на услуги ЖКХ», — отметил Андрей Хмель.

Министр ЖКХ также рассказал, сколько он платит за коммунальные услуги. «Как глава семьи я занимаюсь финансовыми вопросами и оплачиваю коммуналку. В прошлом месяце вышло Br112. Если со светом – Br140. У нас арендная двухкомнатная квартира, и эта сумма — без арендной платы. Квартира — 80 квадратов. Чуть больше, чем средняя по стране. И нужно отметить, что у министра сегодня не колоссальная зарплата. Глава государства следит за тем, чтобы члены правительства не отрывались от простого народа, чтобы они понимали цену коммунальным услугам, чтобы чувствовали цену продуктам», — сказал Андрей Хмель. Он добавил, что задача министра и правительства думать о доступности коммунальных услуг не исходя из своих потребностей, а исходя из потребностей простого человека. «И сегодня стоит вопрос о продолжении работы по сдерживанию роста затрат, из которых формируется стоимость жилищно-коммунальных услуг», — заключил Андрей Хмель.

Министр ЖКХ: каждый день — проверка для отрасли, мы готовы ко всему

«Мы готовы ко всему и были готовы всегда. Но в 2020 году были моменты, которые, естественно, западали в душу. Это буллинг работников ЖКХ, когда развешивали ленточки, перекрашивали лавочки, а наши люди в части выполнения своих служебных обязанностей выходили, все поправляли и подвергались определенному давлению, в моментах — очень серьезному. Это было тяжело воспринимать, в том числе и министру», — отметил Андрей Хмель.

Он добавил, что тогда в сфере старались поддержать своих людей, рассказать, пояснить. «Мы пережили эти моменты. И я благодарен всем коллективам отрасли за то, что они выстояли в тот самый тяжелый момент. Они выполняли свои обязанности так, как было нужно. А вообще, проверка отрасли происходит каждый день, но в тот момент это действительно было настоящим испытанием, которое мы прошли», — сказал Андрей Хмель.

«Мы понимали, что происходит. Но не все люди понимали, что на самом деле вокруг творится, и многие поддавались эмоциям. Сегодня большинство людей видит пример Казахстана, Украины. Граждане по-другому оценивают события, то, как сработала власть в определенный момент. И это хорошо», — отметил он.

Андрей Хмель добавил: сегодня граждане на встречах, даже у подъезда останавливаются, здороваются с представителями ЖКХ, задают вопросы. Это абсолютно доброжелательное общение.

ПОДЕЛИТЬСЯ