Как разыскивали госпреступников, причастных к убийствам в Тростенце — PINSKNEWS.BY

Loading

11 апреля во всем мире чтут память и вспоминают людей, которые на себе испытали ужасы немецкой концентрационной системы. 11 апреля 1945 года узники Бухенвальда подняли восстание. Эта дата и стала Международным днем освобождения узников нацистских концлагерей. 

Самый крупный лагерь на оккупированной территории всего Советского Союза — Тростенец. Здесь за время существования были уничтожены 206 с половиной тысяч человек (это данные Чрезвычайной государственной комиссии). В нацистской политике геноцида были задействованы различные полицейские формирования, состоявшие из советских граждан. После войны они получали небольшие сроки наказания за службу в немецких формированиях, выходили на свободу и продолжали жить дальше. 

Только в 70-е открылись новые факты их службы — участие в карательных экспедициях, уничтожении людей. Коллаборантов разыскивали по всему СССР, на них заводили уголовные дела. Эти дела и легли в основу документального проекта Агентства теленовостей и Комитета госбезопасности «Без срока давности. Тростенец».

Корреспондент Белтелерадиокомпании Елена Бормотова рассказала о том, как разыскивали госпреступников, причастных к убийствам в Тростенце, и назвала их имена:

Человек, смотрящий в объектив фотокамеры, — государственный преступник по фамилии Шлык. Рядом старший следователь Комитета госбезопасности БССР майор Саенков. Известна точная дата, когда и где был сделан снимок: 13 марта 1975 года на месте бывшего лагеря Тростенец. Человека, который в годы Великой Отечественной уничтожал узников, привезли на осмотр местности. 

Уголовные дела из центрального архива КГБ на пособников нацистов, орудовавших в Тростенце. Сотни томов и десятки обвиняемых. Это они присягали на верность Третьему рейху и за зарплату уничтожали людей, а после войны возвращались к мирной жизни. Работали на заводах, в сельхозорганизациях, в школах учили детей. И уж никак не думали, что придется отвечать за совершенные преступления. 

Тростенец был самым крупным нацистским лагерем на оккупированной территории Советского Союза. Он включал в себя все классификации — концлагеря, лагеря для военнопленных и лагеря смерти.

Здесь было все. Первыми узниками Тростенца стали советские военнопленные. Их руками фактически и создавался трудовой лагерь. Они обустраивали территорию, сами ночевали в полуразвалившихся колхозных строениях на гнилой соломе. При этом их практически не кормили. Так как на эту категорию узников распространялись правила лагерей для военнопленных: уничтожить физическим трудом и невыносимыми условиями содержания.

Тополиная аллея, которую называют аллей Штрауха, — первый комендант лагеря решил создать для узников умиротворяющую картинку загородного комплекса. Люди, которые начали прибывать сюда в мае 1942, шли по аллее, справа был бункер с охраной, слева —  озеро. Эта дорога стала дорогой смерти. Пути назад не было. 

Наталья Яцкевич, завотделом Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны:
В этом трудовом лагере или рабочем лагере работали в основном те граждане, которые были депортированы из Европы, которым грозила неминуемая смерть. Но спасли документы специалистов, рабочих, но спасли только временно. Потому что для них эта смерть была просто отодвинута по времени.

За время существования Тростенца здесь погибли 206 с половиной тысяч человек.

Это данные Чрезвычайной государственной комиссии. Стоит отметить, что большинство жертв никогда не было в самом лагере. Трудовая зона — это мастерские, сельхозугодья и бараки, где жили узники. Максимум человек 900. Остальных привозили убивать. 

В Тростенце три места массового уничтожения

Самое большое — Благовщина, в паре километров от лагеря по левую сторону Могилевского шоссе. По воспоминаниям жителей Большого Тростенца, который находится всего в паре километров от Благовщины, массовые убийства здесь начались уже осенью 1941 года. Процесс приостановила холодная зима. Трудно было рыть траншеи. Но уже с весны 1942 конвейер смерти заработал в полную силу. Сюда на уничтожение привозили минчан, жителей других городов, а также депортированных из Западной Европы евреев. Эшелоны приходили строго по расписанию —  дважды в неделю. 

Осенью 1943 в урочище приходит зондеркоманда 1005 и начинает заметать следы нацистских преступлений. Они раскапывают могилы и сжигают трупы. Пеплом от человеческих тел удобряли поля в трудовом лагере. 

Галина Пиляева, учитель Тростенецкой средней школы, руководитель краеведческой работы:
Рассказывали, что когда палили (они же палили не только тех, кто недавно, там же за несколько лет), стоял страшный запах. Страшный запах какого-то сала человеческого. Дышать тут просто было невозможно, особенно тем, которые жили поблизости.

Вторым местом массового уничтожения людей стала Шашковка. В урочище была оборудована кремационная яма-печь. Машины-душегубки из Минска в Тростенец совершали несколько рейсов за день. 

Алексей Васильев, историк спецслужб:
Мне пришлось знакомиться с протоколами допросов военнопленных немцев, которые лично управляли этими душегубками, — водители. У него был рычаг за кабиной, переключался клапан и выхлопные газы шли в этот обитый жестью кузов закрытый. Я лично читал протокол допроса, когда немецкий солдат признается, что это злодеяние против человечества. Я не знал, говорит, что я вез в этой машине. Такие моменты. 

Третье место — сарай недалеко от входа в лагерь. Здесь в последние дни перед освобождением Беларуси были убиты и сожжены 6 с половиной тысяч человек. Чрезвычайная государственная комиссия, которая прибыла в Тростенец в июле 1944, еще застала тлеющие трупы. А в 70-е на места расправ, спустя 30 лет, привозили тех, кто уничтожал людей. Судебные процессы по нацистским пособникам, которые служили в Тростенце, прошли в нескольких городах Беларуси. 

Источник: tvr.by

Понравилась новость? Поделитесь ею с друзьями, используя кнопки: