В 2002 году накануне открытия мемориала «Партизанам Полесья» в газете «Полесская правда» вышло интервью Почётного гражданина города Пинска Эдуарда Болеславовича Нордмана о создании мемориала:
«Накануне знаменательного события — открытия партизанского памятника — в редакции побывал почетный гражданин города Пинска, секретарь подпольного Пинского горкома и обкома ЛКСМБ, генерал-майор в отставке Эдуард Болеславович Нордман. Его разговор с корреспондентом редакции — это разговор о той большой работе, что стоит за этим событием, о поистине народном движении по сбору денежных средств на строительство монумента, о перипетиях и проблемах, которые пришлось преодолеть. Сегодня они уже история.
– Эдуард Болеславович, сегодня мемориал уже существует. Это памятник партизанам Полесья?
– Это памятник тем, кто в первые дни, первые недели, первые месяцы войны встал на защиту Отечества, кто отдал за него свои жизни в 1941 – 45 г.г. На гранитных плитах увековечены те, о ком уже стали забывать.
Обратите внимание на даты. 28 июня 1941 г. – первый партизанский выстрел в Великую Отечественную войну. Дрались защитники Брестской крепости, дрались под Пинском партизаны. И через сто и двести лет будут помнить о подвиге пинчан, будут гордиться героическим Пинском.
– Предстоит самый волнующий момент – торжественная церемония. А что в душе ветерана?
– Сегодня я стою на пинской земле, как солдат на поверке в строю, и повторяю имена и фамилии тех, с кем прошел 1119 дней и ночей в тылу врага. Василий Захарович Корж и Вера Захаровна Хоружая, Федор Куньков и Григорий Карасев, Иван Чуклай и Саша Беркович, Федор Щирин и Михаил Герасимов, Владимир Антонович и Николай Поляков, Иван Калилец и Николай Ключиц… Всех не перечислишь. Ветераны войны выполнили перед ними свой последний солдатский долг – памятник сооружен. Память солдат XX века увековечена. Партизанский мемориал – это не только дань памяти ушедшим из жизни. Это дань памяти и ныне живущим партизанам Отечественной – Ивану Конотопову, Алексею Коту, Василию и Любови Литвинчукам, Владимиру Ралько, Василию Дерябину, Карлу Сушко…
– Эдуард Болеславович, Вам как никому другому известно, что от идеи создания памятника до сегодняшнего дня прошел не год, не два, а несколько десятилетий… Это был тоже бой, бой за то, чтобы выполнить тот последний долг перед павшими. И те, кто вместе с ветеранами участвовал в этой великой акции, уже этим доказали, что помнят и никогда не забудут. Как же все начиналось? Как возникла сама идея строительства памятника партизанам?
– Сама идея увековечить именно в Пинске подвиг партизан возникла давно, в 70-е годы. Но финансовые возможности не позволили в тот период осуществить проект. Сумели построить только памятный знак на месте первого партизанского боя 28 июня 1941 года на дороге Пинск –Логишин.
В 80-е годы Брестский облисполком, который в те годы возглавлял А. Зеленовский, заказал проект памятника местному скульптору А. Павлючику. Рабочая модель была одобрена облисполкомом и ветеранами. Однако удачная работа была забракована минчанами, так как была сделана не ими, а «провинциалами». В 1992 году Пинский горисполком и Министерство культуры провели конкурс, на котором лучшим проектом была признана работа скульптора А. Бочкарева и архитектора Н. Волкова. Государственный экспертный совет работу принял. Но она была приостановлена из-за отсутствия денег. Только в 1996 году после вмешательства Президента Республики Беларусь А.Г Лукашенко дело наконец сдвинулось. Летом 1997 года в Пинске был проведен новый конкурс на лучший проект памятника. Были одобрены три варианта, в том числе и проект П. Цомпеля, А. Великсонова, В. Занковича и Ю. Казакова. Против него активно возражали ветераны войны в связи с его дороговизной. Однако с их мнением не посчитались…
Как видите, памятник строился долго и трудно. Повторяю: не видать бы нам памятника еще много лет, если бы не железная воля и решительность А.Г. Лукашенко. Он был с нами – ветеранами. На последнем этапе строительства большую роль сыграл председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь А.А. Тозик.

– Эдуард Болеславович, Вы упомянули, что принятый за основу проект П. Цомпеля, В. Занковича и Ю. Казакова стоит немало. И если бы не собранные людьми деньги, не известно, был бы он готов сегодня. Причем акции по сбору средств на памятник проводились не единожды. И люди попросту перестали верить, что их наконец-то хватит и памятник будет отлит.
– Это действительно так. Ветераны благодарны тысячам людей, кто внес свой скромный вклад в это святое дело. Поверьте, их трудовой рубль дороже миллиона долларов какого-нибудь олигарха. Мы благодарны тем руководителям города и области, кто на протяжении шести-семи лет занимался сооружением памятника. Особая благодарность ветеранов главному архитектору города Ольге Борисовне Василенко и директору ЭМО «Полесье» Сергею Ефимовичу Дорофееву. Всего за несколько месяцев они (заметьте: бескорыстно!) спроектировали и построили «Партизанскую поляну» – важную составляющую мемориала. Кстати, на ее строительство не израсходовано ни одной копейки из бюджета города, области и республики. И, конечно, стоит отметить помощь москвичей А.И. Серебрякова, И.В. Макарова, П.А. Смекалкина, А.А. Попкова, Б.А. Школьникова.
– И список людей, пожертвовавших, как Вы точно подметили, свои трудовые, кровно заработанные рубли, можно продолжать бесконечно. Еще в самом начале «Полесская правда» поддержала инициативу ветеранов и на протяжении десятка лет, что называется, держала руку на пульсе происходящих событий. Именно к нам в редакцию шли со своими предложениями, искали и находили поддержку Владислав Иосифович Базаковский, Иосиф Романович Дежурко и многие-многие другие. В 1996 – 1998 годах в газете вновь велись специальные рубрики «Помощь друзей», «Памятник партизанам Полесья», «Всем миром», «Сбор средств продолжается» – из номера в номер поименно названы те, кто перечислял деньги на специальный счет в Пинском филиале «Беларусбанка». А в декабре 2000 года редакция опубликовала обращение Пинского городского совета ветеранов. Это был своего рода призыв не дать похоронить замечательную идею – ведь срок открытия памятника к 60-летию первого партизанского выстрела в борьбе с фашистами 28 июня 2001 года сорвался из-за недостатка средств. И сами ветераны, призывая продолжить сбор средств на завершение строительства памятника, первыми внесли деньги на увековечение подвига партизан Полесья.
– Я внимательно следил за этими публикациями, многие из них хранятся в моем личном архиве. И вклад «Полесской правды» в это дело неоценим. И это неудивительно – ведь «Полесская правда» газета-партизанка, разившая врага ярким, метким словом, звавшая на подвиг во имя свободы. И ее название высечено на гранитной плите «Партизанской поляны» так же, как и фамилии командиров и комиссаров бригад и отрядов. Названы десятки фамилий, а за ними – сотни и тысячи партизан и подпольщиков – тысячи рядовых полешуков, мужчин и женщин, кто ковал победу.
Я был, мягко говоря, удивлен, прочитав статью в «Заре» от 9.04.02 г. Спасибо ей, конечно, за защиту «Поляны партизанской славы». Но я не понял – защита от кого? От «Полесской правды», от ее редактора Ю. Скорохода? Все эти годы они занимали смелую гражданскую позицию. Это вызывает уважение к газете. «Полесской правде» не занимать мужества и принципиальности. Облыжная критика Ю. Скорохода просто неприлична и некорректна. Но сейчас мы не будет говорить об этом. Сегодня журналистов «Полесской правды» можно зачислить по праву в число тех, благодаря кому пришел наконец день праздника. Они тоже выполнили свой долг чести.
– Спасибо за добрые слова, Эдуард Болеславович. Но коллектив редакции, как и сотни людей, десятки коллективов, кто занимался не просто призывами, а поступал по долгу и совести, не думал ни о признании, ни о благодарности. Партизанский мемориал – это выполненный нами, живущими на земле, долг памяти, долг сердца и души.
– И за это низкий поклон вам, дорогие земляки!
Интервью взяла Наталья ШЕСТАКОВА«