Людей из деревни Плещицы называли «горбали», а из Кнубово – «молоткы» — PINSKNEWS.BY

 549 

Необычное увлечение у пинчанина Николая Калько. Он собрал большую коллекцию прозвищ жителей деревень Пинского района, а также некоторых населенных пунктов соседних районов – Ивановского и Ивацевичского. Начало темы здесь. Друзья, возможно, кто-то из вас вспомнит забытые традиции, а кто-то узнает много нового о Полесье. Ждем ваших откликов

* * *

– У жителей деревни Кривичи есть два прозвища – «гиляры» и «поклады» или «зноскы». С первым все ясно – в Кривичах без лодки-гиляры как без рук. А насчет прозвища «поклады» и «зноскы», что в принципе одно и то же, есть такая история.

Рассказывают, будто жил в деревне один человек по имени Марк. В урочище Здовыщэ у него был сенокос, он с семьей работал там. Сели обедать, кобылу отпустили пастись. После обеда Марк посылает своего малолетнего сына за кобылой, а та в это время как раз жеребилась. Хлопец увидел нечто круглое, мокрое, блестящее, прибежал и с испугу кричит: «Наша кобыла яйцо снесла!».

– Кривичи? Конечно, «поклады». Обычно покладом называют яйцо, которое хозяйка подкладывает в курятник, чтобы приучить кур нестись в одном месте. А то они могут нестись, где кто удумает, даже в соседском дворе. Вот. А в Кривичах такой случай был. У одного человека на сарае было аистиное гнездо. Из этого гнезда яйцо через дырявую крышу упало в сарай и по сену скатилось под кобылу. Ребенок увидел яйцо и, по малолетству не разобравшись, прибежал в хату и закричал: «Наша кобыла яйцо снесла!». Так все в Кривичах и стали «покладамы».

– Не верь ты никому! Я тебе по секрету расскажу, как там было на самом деле. Кобыла, действительно, снесла яйцо. Хозяин, понимая, что недостойное поведение его кобылы вызовет насмешки односельчан, попытался тайком перевезти это яйцо на лодке через реку и подкинуть к соседнему Теребню, только теребенцы его поймали и заставили везти яйцо обратно. Так появились «зноскы».

* * *

– Есть рядом две деревни: Черново первая и Черново вторая. Знаешь, чем они отличаются? Черново первая – мужицкая деревня, а вторая населена шляхтой. И люди в них живут как кошки с собаками. Первые говорят на шляхту «кундэли», а те, в свою очередь, мужиков называют «свырипныкы». Что означают эти слова? Ну, «кундэль» по-польски – «дворняжка». А «свырипа» – это сорняк такой, сурепка. У мужиков земля была пустая, кроме сурепки на ней ничего не росло. Шляхта считала, что мужики только ее и ели.

* * *

– Я не местный, а жена моя часто говорила, что в Лопатине живут «осылэнцы».

* * *

С Иваном Давыдовичем мы давно-о-о знакомы. Раньше он преподавал историю, а теперь продает на рынке дачную продукцию.

– Хлябы когда-то далеко славились своими мастерами. Почти все хлябовци занимались тем, что плели из лозы коши для воза и отправляли в Пинск, Янов, Дрогичин на продажу. А так как кош (куш) состоит из двух половин, то эти половинки назывались полукушкамы. Людей из Хлябов везде так и звали – «полукушкы». Мы с братом в детстве тоже плели, а батько возил по базарам.

Как это, кто их покупал? Так полукушкы раз в десять легче скрыни или, как ее по-другому называют, бестарки.

* * *

– Когда-то в каждой деревне свое прозвище было. Сейчас я тебе про всех своих соседей расскажу. Плещицы – это «горбали», там было много сутулых людей. Кнубово – моя родная деревня, нас звали «молоткы». Люди наши крепкими и сильными были. Велятичи – «рымизныкы», Большие Дворцы – «кылавые». М-м-м… Вот, забыл уже, как других звали. И спросить уже не у кого. Раньше чуть что – у старых людей спрашивали. А теперь я уже сам старый.

* * *

– Кнубовские «молоткы» зажиточно жили, богаче нас, лосичских. А что, река рядом. И рыбы наловить можно, и до города близко, можно на базар что-то лодкой отвезти.

Николай Калько

>>> ПРОДОЛЖЕНИЕ

Понравилась новость? Поделитесь ею с друзьями, используя кнопки: