Чем знаменита белорусская клюква и как ягоду собирают в Пинском районе — PINSKNEWS.BY

Loading

Золото полесское, рубиновое, витаминное, природное сокровище и лекарство от всех болезней. Так с любовью говорят о клюкве полешуки, распевно называя ее журавинами. Собирают урожай этой ягоды как раз в пору пушкинского «очей очарованья», когда «в багрец и в золото одетые леса». Тонкостями и особенностями клюквенной уборки поделились в ОАО «Полесские журавины» Брестской области в проекте «Белорусы в кадре» на YouTube-канале БЕЛТА.

Бусины всех оттенков красного лежат-переливаются на глади воды

Пинская плантация крупнейшая в Европе — более 80 га, и площади расширяются.

Ягода растет в так называемых чеках, с высоты птичьего полета напоминающих ровные дольки шоколада. Вдоль каждой — каналы со шлюзами. Сначала клюкву с «долек» собирают вручную, затем шлюзы открывают и вода заполняет ягодники. После этого на них синхронно выходит флотилия BELARUSов.

Тракторы, оснащенные мотовилами, обивают-обмолачивают клюкву. И вот уже бусины всех оттенков красного с вкраплениями белого, зеленого лежат-переливаются на глади воды.

>>> ФОТОРЕПОРТАЖ. КАК В ПИНСКОМ РАЙОНЕ УБИРАЮТ КЛЮКВУ

Далее их специальными бонами подтягивают для очистки. В процесс предстоит включиться и нам. Но прежде чем окунуться в багровые реки, меняем ботильоны для столичных аллей на резиновые сапоги-заброды, пальто в пол — на теплый жилет.

«Бывало и так, что работали при свете фонариков». Как погода влияет на уборку клюквы

В это время инженер-гидротехник Виталий Садуха рассказывает: основные препятствия во время уборки может чинить капризная, непредсказуемая осенняя погода. «Например, в этом сезоне случились ранние заморозки. Это довольно неприятное явление для нас. Для хорошего урожая нужна солнечная теплая погода, достаточно для клюквы должно быть влаги. Но идеально, когда нет дождей», — погружает в тонкости клюквенного дела специалист.

Он уточняет: вся уборочная кампания занимает около месяца — в среднем до 28 дней. «В этом году начинаем работать с 8.00 и практически до 19.00. Световой день нам не позволяет развернуться дольше. Стараемся успеть все убрать до сильных заморозков, до морозов. Поэтому пока без выходных. А бывало и так, что работали при свете фонариков, потому что заморозки подходили и необходимо было закончить до них», — приводит пример собеседник.

Боясь растоптать клюкву, в полесское красное море ступаем аккуратно, осторожно. «Не стоит тревожиться, ягода пористая, поэтому она всегда наверху», — разъясняют работники предприятия.

Очистить клюкву нужно от листвы, другого мусора. Его выбирают вилами и отправляют за понтон. Ягоду омывают, чтобы была чистой.

Специалисты с этой задачей справляются быстро и точно, а вот новичку, стоя в стылой воде практически по пояс, наловчиться не так уж и просто. «Главное на вилы брать побольше, тогда вымывается лучше», — подбадривают нас новые коллеги.

Виталий Садуха: в белорусское Полесье влюблен с детства

Виталий Садуха также делится своим первым опытом на ягодной плантации. Он пришел на предприятие в 2007 году по распределению после Пинского гидротехникума. В тот же год была и первая уборка ягоды. «Пришлось много учиться. Но все прошло успешно. Показали, объяснили, научили, и все пошло дальше по накатанной. В следующем сезоне было легче, и уже я учил других», — отмечает опытный работник, к которому сегодня молодые специалисты приходят за советом.

Благодаря экспресс-мастер-классу и нам удается отправить не один десяток спелых ягод на транспортер. С гордостью наблюдаем, как урожай яркими ручейками бежит в специальный прицеп.

В перерыве пробуем ягоду на вкус. «Несмотря на то что клюква кислая, она очень полезная, богатая витаминами. Природный антиоксидант. А морс из нее действительно получается вкусный. Стоящая вещь! Утоляет жажду, полезный, бодрящий», — не скупится на комплименты природному сокровищу Виталий Садуха. И признается: в белорусское Полесье и все, что с ним связано, влюблен с детства.

«Наши родители родились и выросли в деревне, часть моего детства прошло в деревне у бабушки с дедушкой. Туда мы приезжали на лето, на все каникулы», — ностальгирует он.

«Занятий, развлечений в деревне много. И рыбачили вдоволь, и за грибами ходили. Плюс помогали бабушке с дедушкой. У них была корова, лошадь, свиньи, куры и так далее», — не отпускают воспоминания собеседника, для которого и сегодня работа в живописных пейзажах — в удовольствие.

Влюбленных в свое дело, во многом уникальное, на «Полесских журавинах» немало.

Василий Лягуский: имеем такое производство, которое в Европе не везде есть

«Стаж некоторых сотрудников превышает 20 лет», — подчеркивает директор ОАО Василий Лягуский.

История происхождения клюквенной пинской плантации довольно интересна, интригует руководитель. Плантации в Пинском районе были созданы при Советском Союзе, в 1985 году. «Полесье было выбрано, потому что здесь условия, аналогичные американским, чей опыт был применен», — озвучивает аргументы Василий Лягуский. Тогда из Америки на белорусское Полесье привезли восемь основных сортов. Благодаря трудолюбию полешуков, успеха долго ждать не пришлось.

«Теперь мы имеем такое производство, которое в Европе не везде есть. Мы единственные в республике, где водным способом выращивается и убирается крупноплодная клюква. Технология, по которой мы работаем, не очень распространена. Выращивать ягоду можно сухим способом, когда плантации не затапливаемые. Однако наш способ позволяет нам механизировать более 90% (процессов. — Прим. БЕЛТА)», — подчеркивает Василий Лягуский.

«За годы процесс практически не изменился. Главный смысл остался тот же — те же понтоны, те же транспортеры. При этом тракторы модернизированы, в обмолоте мы движемся вперед», — добавляет Виталий Садуха.

Чтобы урожай радовал, предприятие плотно работает с Центральным ботаническим садом. «Без науки не обойтись», — констатирует директор.

Что касается удобрений, то подходящие для пинских плантаций производит Гомельский химзавод. «Эти удобрения мы видели в Польше. Спрашиваем у польского фермера: где берет удобрения для выращивания ягод. Он отвечает: «Идите посмотрите». Смотрим, там баулы лежат, а на них (написано. — Прим. БЕЛТА) «Гомельский химический завод». Этот ассортимент есть и у нас. Нам нужны хелатные формы удобрений, которые подкисляют почву», — открывает еще одну тонкость клюквенного дела руководитель.

По его словам, пинская ягода пришлась по вкусу потребителям далеко за пределами Беларуси.

Ягода была даже в меню английской королевы. Куда поставляется белорусская клюква

«Люди, которые бывали в Англии, рассказывали, что о Пинском районе, о нашей клюкве там хорошо знают, а ягода была даже в меню английской королевы. Именно такая, крупноплодная», — уточняет Василий Лягуский.

Он признает: сегодня ситуация поменялась. «Тем не менее, то, что мы поставляли в Европу, в Англию, теперь переориентируем в Россию, где есть не полностью закрытая ниша», — подчеркивает директор.

Следующая точка нашего производственного маршрута — пункт сортировки и переработки. Здесь «красное золото» уже отдыхает в сотнях ящиков.

«Клюква после поля поступает на оптическую электронную сортировку. На ней определяется качество продукта, свойства. Программное обеспечение определяет класс продукта — тот, который мы задаем. И ягода выходит по разным классам», — знакомит с процессом главный технолог Лилия Петрукович.

Часть продукции отсюда идет на заморозку на низкотемпературный комплекс, еще часть — в цех переработки, где производят уже цукаты, вяленую клюкву.

«Очень удобно вместо конфет, сладостей. Хорошо добавлять в каши, мюсли», — заверяет главный технолог.

Вообще на Полесье эта ягода — непременный ингредиент многих блюд. «А как же иначе. Наша клюква — кладезь здоровья», — заключает главный технолог.

Фото Натальи МИЛЕВСКОЙ и Рамиля НАСИБУЛИНА (БЕЛТА).

Понравилась новость? Поделитесь ею с друзьями, используя кнопки: