В Пинском районе установлены и будут увековечены имена трех летчиков, погибших в окрестностях Большой Вульки и Доброславки при освобождении нашего региона от фашистов.
Великая Отечественная война черным туманом накрыла нашу землю на долгие три года. Будущие ясные мирные дни стоили белорусам и другим советским народам миллионов жертв. Судьба многих до сих пор остается не выясненной для их семей. Красноречиво свидетельствуют об этом символы-памятники Неизвестному солдату, которые встречаются у нас часто.
>>> В ПИНСКОМ РАЙОНЕ 9 МАЯ УВЕКОВЕЧАТ ИМЕНА ТРЁХ РАНЕЕ НЕИЗВЕСТНЫХ ЛЕТЧИКОВ
Удивительно и в то же время вполне понятно, что спустя более восьми десятков лет благодаря настойчивому интересу наследников Победы в семьи продолжают возвращаться адреса мест упокоения родных, обнародуются истории подвигов, должным образом увековечиваются имена защитников Родины, павших в боях за ее свободу. О двух таких эпизодах времен войны сегодня расскажем.
Лежат неувековеченными
В Пинский райисполком обратился уроженец Дрогичинского района, а ныне житель Москвы Виктор Курелюк. Виктор Николаевич – волонтер, занимается поиском, установлением личностей и увековечением военнослужащих Красной армии, погибших на территории Брестской области в годы Великой Отечественной войны.
– В ходе поисковой и архивно-исследовательской работы по изучению боевых документов воинских частей, принимавших участие в освобождении Белоруссии летом 1944 года, мне удалось найти имена трех летчиков, которые погибли в воздушных боях в небе над современным Пинским районом и до сих пор лежат в нашей земле неувековеченными, – рассказал он.
Волонтер представил ряд сведений и документов, которые проливают свет на судьбу Бориса Банадысева, Никандра Ергина и Тимофея Осьмачко, не вернувшихся с боевых заданий первого и четвертого июля 1944 года. Это был финал первого этапа Белорусской наступательной операции «Багратион». Наступление поддерживали тысячи самолетов пяти воздушных армий на четырех фронтах — участниках операции: вели разведку, бомбили технику, склады боеприпасов и живую силу противника, прикрывали сухопутные войска с воздуха…
Донесения о безвозвратных потерях личного состава воинских частей 336-й истребительной авиационной дивизии и 3-го гвардейского авиакорпуса дальнего действия, страницы из журнала боевых действий 6-й воздушной армии, ответы Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, Центрального архива КГБ Республики Беларусь и Международной Службы Розыска – из копий этих документов узнаем следующее.
Из полёта не вернулись

Борис Васильевич Банадысев родился в 1920 году в деревне Залозье Рогачевского района Гомельской области. В армию был призван Могилевским РАК в 1940-м. В завершение боевого пути младший лейтенант участвовал в освобождении Пинщины, будучи летчиком 483-го истребительного авиационного полка 336-й истребительной дивизии 6-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта. 4 июля в выполнении боевой задачи участвовали 38 истребителей дивизии, которые совершили 72 вылета: проводили разведку, сопровождали штурмовики, вылетали на перехват и свободную охоту. Сообщалось, что в течение дня, штурмуя территорию, оккупированную фашистами, летчики уничтожили два железнодорожных паровоза, три вагона, 12 автомашин и десять повозок с грузами. Также в небе завязались семь воздушных боев, во время которых были сбиты семь самолетов противника. К сожалению, были потери в рядах советских ВВС. Так, два Як-9 (самый массовый советский истребитель-штурмовик в годы войны), пилотируемые Сергеевым и Банадысевым, вылетая на разведку, встретились с двумя парами вражеских истребителей ФВ-190. Один из них удалось сбить летчику Сергееву. Вторая пара истребителей противника внезапно атаковала Як-9 младшего лейтенанта Банадысева и сбила его. Самолет упал в 15 километрах юго-западнее Пинска в районе деревни Большая Вулька.
Из ближайших родственников в военных документах был записан отец красноармейца Василий Петрович, дожидавшийся сына в родном Залозье.
***
Тремя днями ранее, 1 июля 1944 года, погибли в воздушном бою и навечно остались на Пинщине Никандр Ергин и Тимофей Осьмачко – военнослужащие 10-го гвардейского авиаполка дальнего действия.

Воздушный стрелок гвардии сержант Никандр Дмитриевич Ергин (на снимке) родился 9 октября 1921 года в селе Менисово Омской области Исетского района. Воздушный стрелок-радист гвардии старшина Тимофей Никитович Осьмачко (фото в архивах не сохранилось), 1919 года рождения, родом был из Харьковской области – из села Мороховец Липецкого района.
В ночь с 1 на 2 июля 1944 года оба летчика в составе опытного экипажа-четверки дальнего бомбардировщика Ил-4 выполняли задание по разведке погоды с бомбардированием занятого гитлеровцами аэропорта Медведичи в районе города Дзержинска. Командиром и штурманом звена были гвардии капитан Николай Павлович Жуган (уроженец Троицкого района Одесской области, 1917 года рождения) и гвардии старший лейтенант Николай Иванович Куроедов (родился в Краснопольском районе Сумской области в 1919 году). Это был по-настоящему звездный экипаж: Жуган, Куроедов и Осьмачко вместе летали на боевые задания с 1942-го, бомбили Кёнигсберг, Хельсинки, Тильзит, Инстербург, храбро дрались в небе над Сталинградом, многократно награждались боевыми орденами и медалями.
В боевом донесении сохранились подробности полета в небе над Пинщиной в ночь с 1 на 2 июля. Так, последнюю радиограмму с текстом «прошел Пинск, на север – ясно» экипаж дал в 23.02. Через 12 минут на высоте 2300 метров самолет был атакован двумя вражескими «мессершмиттами»-110. Первая пулеметная очередь со стороны противника – и на советском борту возник пожар. Стрелок-радист Осьмачко открыл ответный огонь и доложил, что самолет горит. Тут же наши были атакованы вторым истребителем. После того как управление судном было перебито, самолет вошел в правую спираль. Летчик скомандовал выброситься на парашютах, повторил команду, увидел, что ее исполнил штурман, а затем выпрыгнул сам. Самолет упал на землю и взорвался на собственных бомбах. На второй день Жуган и Куроедов вышли к партизанам в окрестностях деревни Доброславка (ими оказались бойцы спецгруппы НКГБ БССР «Храбрецы», которая в это время действовала в Логишинском районе), с ними они вернулись и осмотрели самолет. В обломках было обнаружено обгоревшее тело стрелка-радиста Тимофея Осьмачко. Поиски воздушного стрелка Никандра Ергина результатов не дали.
К слову, в дополнении к боевому донесению отмечено, что в Пинске в это время стояла радиолокаторная станция противника. В конце июня и в начале июля партизаны почти каждую ночь наблюдали группы бомбардировщиков авиации дальнего действия СССР, которые, как правило, следовали в северо-западном направлении через район Пинска и всегда подвергались атакам вражеских истребителей. В их результате каждую рабочую ночь в районе Пинска сбивалось 2-3 наших самолета.
7 июля о судьбе сбитого экипажа Ил-4 партизаны доложили в авиаполк, а 17 июля выжившие летчик и штурман прибыли в свою часть. Через месяц им обоим присвоили звание Героев Советского Союза.
Дома не вернувшихся из полета сыновей Тимофея и Никандра ожидали матери Ольга Карповна и Ефросинья Никифоровна. Не дождались…
Рядом с «братьями по небу»
Вернемся к обращению волонтера. Виктор Курелюк предложил увековечить имена погибших на памятниках нашего района, внести соответствующие изменения в паспорта воинских захоронений. Представленную информацию и предложение предельно внимательно рассмотрели в Пинском райисполкоме и на совете по вопросам историко-культурного наследия решили инициативу поддержать.
В День Победы 9 Мая участники памятного митинга станут свидетелями акта исторической справедливости – обновленную мемориальную плиту с нанесенными на нее именами военнослужащих Б.В. Банадысева, Н.Д. Ергина и Т.Н. Осьмачко торжественно откроют на воинском захоронении в деревне Лыще.
Место выбрано не случайно. Эта деревня находится по соседству с Доброславкой, в окрестностях которой разбился Ил-4. В центре Лыще расположена братская могила других советских летчиков, которые погибли 27 июня 1944 года. Это гвардии капитан Иван Иванович Богославский и гвардии лейтенант Владимир Николаевич Романов — командир и штурман звена 27-го авиаполка дальнего действия. Их самолет А-20 также разбился неподалеку. В документах значилось, что тела «похоронены партизанами». В 1984 году летчиков перезахоронили в центре деревни Лыще рядом с обелиском местным сельчанам, не вернувшимся с войны. Так в деревне и появилась братская могила летчиков.
Обнародованные имена погибших освободителей Пинщины также включат в соответствующий раздел при издании дополнения в книге «Память. Пинский район».
Людмила РЕБКОВЕЦ, p-v.by
P.S. За помощь в подготовке материала автор благодарит начальника отдела идеологической работы и по делам молодежи Пинского райисполкома Юрия Бушика.