Очередная порция изменений в национальное законодательство о дорожном движении вступила в силу в минувшую субботу.
Главные новации связаны с порядком выдачи и обмена водительских удостоверений, а также сдачи экзаменов для получения водительских прав.
Подробности озвучил вчера в Национальном пресс-центре старший инспектор по особым поручениям отделения регистрационно-экзаменационной деятельности и технического надзора главного управления ГАИ МВД Беларуси Павел Санкевич.
Одна из давно ожидаемых новостей – упрощение обмена в нашей стране водительских удостоверений, выданных ранее в России.
– Граждане Республики Беларусь и Российской Федерации, у которых имеется водительское удостоверение, выданное на территории РФ, могут обменять этот документ в Беларуси без сдачи теоретического экзамена, – отметил Павел Санкевич. – Для представителей иных государств в случае его утраты устанавливается порядок подтверждения выдачи такого водительского удостоверения консульскими учреждениями либо иными государственными органами той страны, где это удостоверение было выдано. Для такого обмена не потребуется получать дубликат в стране выдачи.
Наиболее обширные изменения с 6 июля внесены в Инструкцию о порядке приема квалификационных экзаменов на право управления механическим транспортным средством (за исключением колесного трактора). В частности, во всех экзаменационных подразделениях вводится предварительная запись для повторного прохождения испытания. Также определены основания для отказа в приеме экзамена.
– Они были и раньше, а сейчас закреплены нормативно, – уточнил Павел Санкевич. – В приеме экзамена будет, в частности, отказано в случае отсутствия медицинской справки либо если гражданин не достиг возраста, установленного законом для прохождения испытания (категории АМ и А1 – 16 лет, категории A, B и C – 18 лет, категории D и E – 21 год. – Прим. ред.). В числе оснований для отказа также отсутствие соответствующих документов, предусмотренных для лиц, прошедших подготовку по утвержденным в стране единым программам, а также предоставление документов с истекшим сроком действия либо неоговоренными исправлениями. Преградой станут и сведения о лишении водительских прав либо ограничении на право управления транспортными средствами.
К слову, действующий ныне десятидневный срок для пересдачи экзамена в ГАИ сокращать не планируется. До 2022 года, напомним, кандидатам в водители предлагалось три попытки через семь дней, последующие – спустя месяц. В ГАИ посчитали, что несколько недель – это действительно большой разрыв во времени: так можно и подрастерять полученные в автошколе навыки. В результате было принято решение о сокращении срока пересдачи с месяца до десяти дней.
Есть и другие новшества. Например, пересмотрена необходимость сдачи теоретического экзамена для тех, кто имеет водительское удостоверение категорий А, В, С и подкатегории А1.
– Если у гражданина имеется водительское удостоверение одной из таких категорий, то для последующего получения водительского удостоверения сдачи теории не требуется, – пояснил Павел Санкевич. – Однако данная норма не распространяется на случаи возврата прав управления транспортным средством после их лишения.
Еще несколько июльских новаций.
- Отныне человек, прошедший подготовку для вождения машины с «механикой», сможет сдавать экзамен на авто как с механической трансмиссией, так и без нее. Если же обучение проводилось без «механики», то и сдача экзамена будет проходить только на авто без такой трансмиссии.
- Что еще? Исключено требование по продолжительности «практики». Раньше это была дистанция четыре километра, сейчас же решено ограничиться выполнением основных предусмотренных элементов вне зависимости от продолжительности и длины дистанции.
- Кроме того, добавлена возможность совершить одну ошибку при сдаче экзамена на категорию А. Сам экзамен при этом будет продолжаться с того элемента, на котором была допущена ошибка.
ВАЖНО
Есть изменения в перечне транспортных средств, на которых будет приниматься квалификационный экзамен в ГАИ.
- Категория В: ничего не изменилось.
- Категория А: мотоциклы с объемом двигателя более 220 куб. см (раньше было 125 куб. см).
- Категория С: грузовой автомобиль с максимальной допустимой массой свыше 8 тонн.
- Категория D: новое требование по вместимости – не менее 23 пассажирских мест.
- Категория СЕ: автомобиль категории С (максимальная допустимая масса 8 тонн) с прицепом массой не менее 2 тонн, имеющим две оси с расстоянием между ними не менее 2 метров (либо общая длина прицепа 5 метров).
- Категория DE: автомобиль категории D с прицепом категории CE (либо общая длина авто должна быть более 15 метров).
Александр Нестеров, « Рэспубліка»