Начальник отделения обеспечения правоприменительной деятельности ГУ ГАИ МВД Александр Шевченко на вебинаре НЦЗПИ разъяснил основные планируемые нововведения в правила дорожного движения, передает корреспондент БЕЛТА.
Начальник отделения рассказал, что в проекте изменений ПДД предлагается новое определение средств персональной мобильности (СПМ). Такие устройства планируется считать транспортным средством, предназначенным для передвижения одного человека посредством использования электродвигателя или электродвигателей, имеющее одно или несколько колес (роликов) и максимальную конструктивную скорость движения не более 25 км/ч. Максимальная скорость в данном определении – ключевой элемент.
Александр Шевченко также отметил, что такие ограничения подразумеваются действующими нормативными правовыми актам, в частности техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Таким образом, устройства, которые двигаются со скоростью менее 25 км/ч, будут относиться к средствам персональной мобильности, а те, что двигаются со скоростью выше данного показателя, – к мопедам или мотоциклам.
При этом, несмотря на наличие двигателя, в ПДД делается оговорка, что устройства со скоростью движения до 25 км/ч не будут относиться к механическим транспортным средствам.
«Соответственно, лицо, управляющее ими, получит статус водителя транспортного средства. Такой же, какой сейчас имеют, например, велосипедисты», – подчеркнул Александр Шевченко.
Такие изменения не несут существенных правовых последствий для участников дорожного движения на СПМ. На право управления такими устройствами не надо будет получать водительское удостоверение. Их водители будут обязаны передвигаться по велосипедным дорожкам, а при отсутствии таковых – по тротуару, пешеходным дорожкам, уступая дорогу пешеходам.
Еще одним нововведением стал уход от существовавшего порядка пересечения проезжей части, когда водителям СПМ не надо было спешиваться.
«Граждане уловили свое право не спешиваться, однако обязанность пересекать проезжую часть со скоростью пешехода они не заметили. В этой связи в 2023 году и в текущем периоде 2024 года мы наблюдаем рост ДТП с участием лиц на СПМ при пересечении ими проезжей части», – отметил Александр Шевченко.
Он добавил, что по новым правилам велосипедисты и водители СПМ будут обязаны спешиваться перед пересечением дороги. При этом предусматриваются исключения из данного правила. В частности, к таким оговоркам относятся случаи, когда пересечение проезжей части регулируется специальными светофорами для велосипедистов, когда по проезжей части допускается передвижение велосипедистов, а также при пересечении проезжей части по линии тротуаров и обочин. При этом водители СПМ и велосипедисты обязаны будут уступать дорогу другим транспортным средствам.
Изменениями ПДД также будет упорядочено размещение средств персональной мобильности и велосипедов. Необходимость таких нововведений обусловлена широким распространением таких устройств.
«Уже имеют место факты, когда СПМ оставляют в местах, где они препятствуют движению транспорта и пешеходов. Поэтому размещение средств персональной мобильности и велосипедов планируется запретить на проезжей части и в других местах, где это создаст препятствие либо угрозу безопасности иных участников дорожного движения. То есть их нельзя будет ставить поперек дороги, возле подъездов или при входе в здания», – отметил Александр Шевченко.
Также проектом изменений ПДД планируется введение нормы, которая разрешит движение на мотоблоке с прицепом по проезжей части.
«Движение на мотоблоке с прицепом планируется разрешить по проезжей части не далее одного метра от ее правого края, но только в светлое время суток, и по дороге, установленная скорость движения по которой не превышает 90 км/ч», – рассказал начальник отделения.