Белорусское население в составе Польши практически полностью лишилось национальной интеллигенции — PINSKNEWS.BY

Loading

После подписания Рижского договора для Польши важнейшей задачей стала «интеграция» территории Западной Белоруссии. Один из лидеров польского правого политического лагеря С. Грабский в этой связи указывал, что решить данную задачу можно путем национальной ассимиляции — образования на всех землях государства польского национального большинства. Причем проблем с ассимиляцией возникнуть не должно, полагал он, поскольку «украинского народа не существует… Еще меньше существует белорусский народ». Этими положениями фактически и руководствовались в своей политике на «кресах» польские власти. Однако ущерб, нанесенный ими западнобелорусским землям, национальными показателями не исчерпывается.

Доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин Гродненского госуниверситета, кандидат исторических наук Владимир Егорычев напоминает, что территория Западной Белоруссии составляла почти четверть довоенной Польши — 24 процента:

— И на ней проживало 13 процентов населения. Но доля промышленного производства едва достигала 3 процентов. На Полесье 3 тысячи помещиков, в основном поляков, располагали двумя третями всей земельной площади. Около трети крестьянских семей вообще не имели земли и вынуждены были батрачить.

Историк отмечает также, что белорусская часть населения «крэсаў усходнiх» за 18 лет пребывания в составе Польши практически полностью лишилась национальной интеллигенции:

— В 30-е годы прошлого века в Полесском воеводстве (это примерно нынешняя Брестская область) среди интеллигенции насчитывалось не более 3 процентов белорусов, и доля их неумолимо приближалась к нулю. 

В 1937 году в гимназиях Полесья обучалось 1925 человек, из них белорусов — 16. Во всей Польше в 1935-м насчитывалось около 200 студентов-белорусов — малая доля одного процента. Особенно и не скрывалось, что проводится политика целенаправленного уничтожения белорусской нации.

При этом Владимир Егорычев особо подчеркивает, что и в ­СССР, и в Советской Белоруссии — ­БССР — никто не ущемлял права белорусов ни в политическом, ни в экономическом, ни в социально-культурном отношении.

На последнее обстоятельство обращает внимание и заведующий отделом новейшей истории Беларуси Института истории НАН кандидат исторических наук Сергей Третьяк:


— Если в Советской Белоруссии 1920—1930-е годы прошли под знаком социалистической модернизации, то в Западной Белоруссии фактически проводилась колониальная политика. Сами польские экономисты признавали, что есть Польша «А» и Польша «Б» (Polska «A» i «B». — Прим. авт.)

В Польшу «А» вкладывались большие капиталовложения, там создавались современные производства. Это Центральная и Западная Польша. А из западнобелорусских земель Польши «Б» выкачивались ресурсы. Если там и создавались новые производства, то лишь затем, чтобы обслуживать нужды Польши «А».

Ученый обращает внимание, что если посмотреть, как в Западной Белоруссии проводились аграрные реформы, их колонизаторский характер становится очевидным:

— Земли этнических поляков обрезке не подлежали, латифундии местных земельных магнатов были признаны культурными хозяйствами и не подлежали разделу. Был создан специальный земельный фонд для наделения землей осадников. Более того, многие западнобелорусские крестьяне, вернувшиеся из беженства в 1921—1923 годах, оказались безземельными: к моменту их возвращения эти земли были признаны выморочными земельным фондом и подлежали продаже.

Источник: sb.by

Понравилась новость? Поделитесь ею с друзьями, используя кнопки: