В Пинском районе завершается сбор клюквы на плантациях «Полесских журавин» — PINSKNEWS.BY

Loading

Безошибочная примета того, что на ягодных плантациях под Селищем началась выборка клюквы – это зачастившие в ОАО «Полесские журавины» представители средств массовой информации всех существующих масштабов: от республиканских телеканалов до шустрых журналистов областного розлива. Впрочем, ничего удивительного в этом нет: мало где найдешь такой материал для публикаций, такую телевизионную картинку, которая граничит с экзотикой, – пруды всех оттенков красного, разрезающие водную гладь трактора, крепкие парни, ловко орудующие вилами у транспортеров по пояс в стылой октябрьской воде…

Местные к гостям привыкли, принимают их вполне гостеприимно, хотя те, честно говоря, отнимают порядочно времени, которое сейчас на вес золота. Но что поделаешь, «Журавинам», как любому предприятию, нужна реклама. Тем более, что нашим есть чем похвалиться: сбор клюквы, который начался в последние дни сентября, идет без особых отклонений от технологического графика.

Возможно, не все знают, но под клюкву на плантациях отведено 72 чека, каждый площадью от 1 до 1,7 гектара. За смену ягоду выбирают на двух чеках. Таким образом, к минувшей пятнице осталось убрать 24 чека и ориентировочно завершить сбор к 27 октября. И еще: в день на сортировку отправляют до 12 тонн клюквы, что уже сегодня позволяет говорить об итоговом результате в 250 тонн. Больше, чем год назад, что вполне встраивается в показатели по темпу роста. Чем не повод для победной точки в отчете о поездке в полесскую глубинку!

У директора же предприятия Василия Григорьевича Лягуского на этот счет другое мнение: по его прикидкам, садоводы должны были собрать около 350 тонн клюквы.

Должны были да не собрали, потому что капризы погоды в зоне рискованного земледелия срывают планы не только у хлеборобов, но и у тех, кто выращивает ягодную продукцию. Главной бедой стали летние ливни, которые ударили аккурат в период цветения клюквы. И что тут поделаешь, если цветение продолжается 7 суток, но на оплодотворение цветка требуется всего 72 часа! А тут дожди без конца… На этом неприятности нынешнего года не закончились. Мало кто знает, но три ночи подряд, 7, 8 и 9 сентября, температура на чеках опускалась до 6 градусов мороза. Где-нибудь в другом месте это могло поставить основательный крест на всем урочище. Но не в «Журавинах», где организована противозаморозковая защита. То есть начинают работать две насосные станции, осыпающие кусты клюквы водяной пылью, пока те не покрываются ледяной коркой. Способ многократно проверенный, но без потерь и здесь, конечно, не обошлось.

А теперь представьте себе, каково пришлось людям, которые во время заморозков дежурили на плантациях с 9 вечера до 9 утра.

И все это под моросящими струями, которые, замерзая на лету, превращались в сантиметровый лед. Вот во многом их стараниями ягода поспела и набрала нужный цвет к упомянутому уже 27 сентября. Причем, выбирать клюкву начали одновременно и ручным, и машинным способами.

Что касается сбора ягод вручную, то он применяется исключительно там, где клюква предназначается для импорта в дальнее зарубежье. Скажем, в Англию, где у «Журавин» существуют крепкие многолетние контакты с сетью ресторанов в Лондоне. В Селище на ручной сборке задействованы 30-35 человек. И это при том, что еще пару лет назад их численность была вдвое больше. Никто не спорит, работа эта достаточно тяжелая, а потому кто-то выдерживает не более одной смены. А вот Дима Лободзинский из Селища работает здесь который год, собирая за смену… вы не поверите!.. до 150 килограммов клюквы. Если учитывать, что за 1 килограмм собранной вручную клюквы предприятие платит 1 рубль 10 копеек, то легко подсчитать дневной заработок селищанского рекордсмена. А его пример лишний раз говорит о том, что имеет полное право на существование такая профессия, как сборщик ягод.

Что до машинного сбора клюквы, то он отработан здесь до тонкостей, необходимых для взаимодействия всех звеньев производственного процесса. То есть техника к началу сбора клюквы готовилась примерно так же, как готовят комбайны к уборке зерновых. Только более тщательно, потому что четырем МТЗ-320, один из которых на гусеничном ходу, приходится идти по дну чека в воде по самую кабину. В кильватерном строю с ними идут и два МТЗ-220, которые работают здесь с 1987 года! Кроме всего прочего, это красноречивая иллюстрация к тому, как здесь обращаются с техникой.

Одним из механизированных звеньев руководит мой старый знакомый Сережа Кравец, Сергей Павлович. Похоже, это непростое занятие стало делом его жизни: более десятка лет трудится он в «Журавинах» и шесть из них руководит звеном. Для тех, кто всю смену находится в холодной воде, личный пример – чуть ли не главное условие успешного руководства коллективом. Сергей Павлович имеет устойчивую репутацию настоящего аса, а потому его звено работает, как единое целое, где каждый знает поставленную перед ним задачу и выполняет ее от души.

Два звена работают и на выборке клюквы. Ну, я вам доложу, там и в самом деле нужно иметь здоровье!

На этих хлопцев, которые понтонами собирают сбитую лопастями тракторов клюкву и подводят ее к транспортеру, и смотреть-то с берега холодно, а каково им так работать смену! К своему удивлению узнаю, что одним из звеньев руководит… главный инженер предприятия Виталий Александрович Садуха. Да вот он и сам среди тех, кто вилами бросает ягоды из воды на ленту транспортера. Выпускник Брестского политеха, Виталий Александрович пришел сюда в качестве простого мастера. И вот за несколько лет доказал, что способен успешно выполнять любую порученную ему работу: был и гидротехником, отвечал за сортировку, за подвижной состав. А теперь – главный инженер. Но если потребуется, то готов взять в руки вилы и окунуться в ледяную воду.

…Овчинка стоит выделки: хоть и много хлопот с клюквой, но покупателей на нее более, чем достаточно. В основном это российские фирмы, но есть и парочка отечественных перерабатывающих предприятий. Часть урожая отправляется прямо с куста в собственный мини-цех, где производятся такие популярные лакомства, как вяленая клюква или цукаты из японской айвы. И, конечно, фуры с полесскими журавинами идут в Западную Европу.

…Небо над плантациями по-осеннему низкое и хмурое. Но вот тучи на несколько минут расходятся, выглядывает солнце, и окружающий пейзаж начинает играть всеми цветами радуги – от красной поверхности прудов до странных фиолетовых листьев на прибрежных кустарниках. Такая прощальная улыбка уходящего бабьего лета.

Юрий СКОРОХОД
Фото автора

Понравилась новость? Поделитесь ею с друзьями, используя кнопки: