Комитетом госконтроля Брестской области при изучении вопроса исполнения обязательств по устранению ненадлежащего качества выполненных строительных, специальных, монтажных работ, выявлены факты занижения налогооблагаемой базы, что повлекло доначисление и уплату налогов и отчислений. Об этом корреспонденту pinsknews.by сообщил заместитель начальника управления координации контрольной деятельности и организационной работы Комитета Дмитрий Бархатов:
– Законодательством Республики Беларусь определена обязанность подрядчика гарантировать возможность эксплуатации объекта строительства в течение установленного гарантийного срока, а заказчик в свою очередь имеет право требовать устранения подрядчиком работ ненадлежащего качества, в том числе выявленного в течение гарантийного срока, либо устранить недостатки своими силами, взыскав с подрядчика стоимость этих работ.
Форма обеспечения исполнения данных обязательств, предусматривается в договоре строительного подряда, это может быть:
- резервирование на специальном счете сроком на два года средства в размере 0,5 процента стоимости выполненных на объекте строительных, специальных, монтажных работ;
- представление банковской гарантии;
- заключение договора страхования ответственности по договору подряда.
Зарезервированные средства имеют целевое назначение и могут использоваться только на устранение работ ненадлежащего качества в период первых двух лет гарантийного срока. При отсутствии претензий к качеству работ в период первого года гарантийного срока подрядчик вправе использовать по своему усмотрению половину зарезервированной суммы, по окончании второго года ее остаток и начисленные проценты. Отсутствие работ ненадлежащего качества подтверждается справкой, подписанной заинтересованными сторонами.
При выявлении таких работ в период гарантийного срока оформляется дефектный акт на гарантийный ремонт по установленной форме (С-23). Данный акт является основанием для формирования суммы затрат на устранение дефектов и отнесения их на расходы организации. При отсутствии такого акта либо его оформлении ненадлежащим образом понесенные расходы не могут учитываться в затратах учитываемых при налогообложении.
В ходе изучения Комитетом данного вопроса факты незаконного включения в расходы по прочей текущей деятельности таких затрат выявлены у ряда предприятий, которыми доначислены и уплачены в бюджет налоги и отчисления на общую сумму превышающую миллион рублей.
Стоит отметить, что отнесение расходов на затраты, учитываемые при налогообложении, без подтверждающих документов может свидетельствовать о возможном списании бесхозяйственности и недостач товарно-материальных ценностей, а это уже уголовно-правовая плоскость данного вопроса.