В Беларуси создаётся единая система электронных обращений граждан - PINSKNEWS.BY

Важный момент в работе государственных структур различного уровня — обратная связь. Пока одни предпочитают общаться с чиновниками тет-а-тет, во время многочисленных личных приемов или прямых телефонных линий, другие по старинке пишут письма или — таковы веяния XXI века — электронные обращения. Под стать цифровым технологиям должно быть и законодательство.

Четкие контуры обновленного Закона «Об обращениях граждан и юридических лиц» просматриваются уже сейчас. Без замечаний, но с предложениями депутаты приняли соответствующие поправки. Мы же внимательно законспектировали доклад первого заместителя министра юстиции Натальи Филипповой и узнали, что принципиально нового нас ждет. Вариант, оговоримся сразу, не окончательный и подлежит дальнейшему обсуждению.

Ограничивается возможность злоупотребления правом на обращения

Отдельные граждане непрерывно направляют в различные инстанции письма, добиваясь принятия решения в свою пользу и не желая слышать, что говорится по этому поводу в законодательных актах либо актах Правительства. 

Проектом предусмотрено право оставлять без рассмотрения по существу обращения, в которых содержатся угрозы жизни, здоровью, имуществу, побуждение к совершению противоправных деяний либо если заявитель иным способом злоупотребляет правом на обращение.

В ходе работы над проектом прорабатывался вопрос закрепления закрытого перечня случаев злоупотребления правом на обращения, но единогласно был сделан вывод о невозможности этого. Как показывает международный опыт, провести четкий раздел между гражданами, которые настойчиво пытаются защитить свои права, и теми лицами, которые, к примеру, испытывают особую психологическую потребность в переписке, пока не удалось никому. 

Уточняется круг организаций, в которых ведется книга замечаний и предложений

Сегодня необходимо учитывать информационное развитие нашего общества и то, что у потребителей появилась возможность оценивать качество товара и уровень сервиса на сайтах компаний с помощью социальных сетей и мессенджеров. 

На практике книга замечаний и предложений не востребована в организациях и у индивидуальных предпринимателей, которые непосредственно не взаимодействуют с гражданами. Например, в организациях, производящих товары. 

При этом целесообразно сохранение книги замечаний и предложений у индивидуальных предпринимателей и организаций, которые оказывают услуги и обеспечивают жизнедеятельность населения. 

Оптимизируется работа с массовыми обращениями

В действующей редакции закона предусмотрен порядок работы с электронными обращениями аналогичного содержания, носящими массовый характер, в соответствии с которым ответы на них по решению руководителя государственного органа либо организации будут размещаться на официальном сайте государственного органа или иной организации в интернете без направления ответов и уведомлений заявителям. 

Особенностью направления таких обращений является стремление заявителя привлечь внимание к конкретной проблеме путем координации действий по массовому направлению обращений от разных заявителей. 

В этой связи проектом предлагается распространить уже закрепленный в законе об обращениях граждан порядок рассмотрения электронных обращений аналогичного содержания, имеющих массовый характер. 

Уточняются основания для отказа в личном приеме и записи на личный прием 

В личном приеме и записи на личный прием заявителю будет отказано при обращении в вышестоящую организацию по вопросам, решение которых относится к компетенции государственных органов и иных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории той или иной административно-территориальной единицы, где возникли изложенные в обращении вопросы без первоначального обращения в такие государственные органы и организации.

Совершенствуется порядок подачи электронных обращений и работы с ними

После обращений граждан в различные инстанции по одному и тому же вопросу у каждой из них накапливается так называемая история обращений гражданина. То есть осуществляется отдельный учет соответствующих писем. Из этого вытекают сложности с упорядочиванием, структурированием и, соответственно, контролем обращений.

Зачастую граждане злоупотребляют своим правом на обращения, пользуются отсутствием идентификации при применении электронной формы и направляют одни и те же обращения массово в различные государственные органы. Распространены случаи указания заявителем адресов электронной почты, которые созданы для разовых целей, а также данных, не соответствующих действительности.

Для урегулирования данных проблем была создана единая республиканская автоматизированная система учета и обработки обращений граждан и юридических лиц. С помощью ее будет налажена централизованная регистрация обращений. Все они будут регистрироваться на одной платформе, что позволит обеспечить доступность истории взаимодействия с государством обеим сторонам.

Заявителю для подачи обращений необходимо будет пройти процесс авторизации на специально созданном для этих целей отдельном сайте Обращения.бел посредством электронной цифровой подписи, ID-карты, национальной почтовой электронной системы либо использования номера контактного телефона. После прохождения авторизации он получит учетные данные для работы с системой, то есть будет создан личный кабинет заявителя. Предполагается, что после отправки обращения можно онлайн либо с помощью смс-уведомления отслеживать, на какой стадии находится рассмотрение вопроса и в каком органе.

Законопроектом в связи с этим предлагается рассмотреть возможность подачи электронных обращений посредством системы, отказавшись при этом от используемых в настоящее время способов направления обращений на электронный адрес либо в специальный раздел «Электронные обращения».

Запуск системы планируется в январе 2022 года.

Источник: sb.by

ПОДЕЛИТЬСЯ