Решение Конституционного Суда Беларуси по санкциям: правовой прецедент и сигнал для ООН — PINSKNEWS.BY

 2 

Конституционный Суд признал санкционные документы в отношении Беларуси противоречащими общепризнанным принципам и нормам международного права. Смысл такого признания глобален

Санкции, пакетами накладываемые на Беларусь, аморальны по сути, разрушительны для мировой правовой архитектуры — и попросту незаконны. Таков главный смысл принятого Конституционным Судом нашей страны 15 декабря решения. Создан уникальный международный прецедент юридического противостояния тем, кто использует политическое и экономическое давление как инструмент для достижения собственных целей.

Правительственная инициатива

Производство по этому делу было возбуждено на основании поступившего предложения Совета Министров об изложении позиции Конституционного Суда. В предложении Правительства указано, что Евросоюзом, а также некоторыми государствами, в том числе Великобританией, США, Канадой, в отношении юридических и физических лиц Беларуси введены ограничительные меры, которые затрагивают права физических, юридических лиц, а также отрасли национальной экономики (финансовый сектор, сектор страхования, рынок нефтепродуктов и калийных удобрений, производство табачных изделий, интернет- и телефонные коммуникации, рынок товаров и технологий военного и двойного назначения, рынок авиаперевозок) и противоречат общепризнанным принципам и нормам международного права.

Уполномоченный представитель Совета Министров в Конституционном Суде, первый заместитель министра юстиции Наталья Филиппова по итогам оглашения решения Конституционного Суда заявила:

— Позиция Конституционного Суда, на наш взгляд, должна явиться ориентиром для всех без исключения государственных органов и всех должностных лиц, которые ответственны за принятие решений, именно как связанная с отстаиванием национальных интересов, обеспечением защиты прав и интересов всех белорусских граждан и юридических лиц. Полагаю, выводы Конституционного Суда позволят нам достучаться до зарубежных коллег и довести однозначную позицию Республики Беларусь и наше понимание того, что односторонние санкции, которые введены в отношении Республики Беларусь, введены вопреки всем общепризнанным нормам и международному праву.

Суть заключения 

Как следует из озвученного Председателем Конституционного Суда Петром Миклашевичем решения, Конституционный Суд считает, что принятые Евросоюзом и некоторыми иностранными государствами документы в отношении отдельных физических и юридических лиц Беларуси создают определенные сложности в деятельности субъектов хозяйствования в различных отраслях экономики, затрудняют реализацию социально-экономических, гражданских прав и свобод граждан, предусмотренных белорусской Конституцией и основополагающими международно-правовыми актами, что в конечном итоге затрагивает национальные интересы нашей страны.

Конституционный Суд отмечает, что документы ЕС и иностранных государств, предусматривающие введение ограничительных мер в отношении Республики Беларусь, противоречат положениям глав 6 и 7 Устава ООН, предусматривающим механизм применения превентивных и принудительных мер против государства — только по решению Совета Безопасности ООН в целях поддержания международного мира и безопасности.

— Конституционный Суд считает, что применение ограничительных мер в отношении Республики Беларусь в нарушение порядка, установленного учредительным документом ООН, является вмешательством во внутренние дела суверенного государства, что противоречит пунктам 1 и 7 статьи 2 Устава ООН, — добавил также Петр Миклашевич.

Конституционный Суд полагает, что распоряжение народом Республики Беларусь богатствами и ресурсами своей страны предполагает право свободной и взаимовыгодной торговли ими в целях роста экономического потенциала и устойчивого социально-экономического развития.

Кроме того, ограничительные меры ЕС и ряда государств препятствуют гражданам и организациям в свободном распоряжении своим имуществом, торговле природными ресурсами, что негативно сказывается на жизненном уровне физических лиц и экономической деятельности юридических лиц.

И, следовательно, ограничительные меры нарушают положения пункта 1 статьи 17 Всеобщей декларации прав человека и пункта 2 статьи 1 Международного пакта о гражданских и политических правах и свободах.

Конституционный Суд также считает, что антибелорусские санкции затрагивают в определенной степени права и законные интересы белорусских граждан, закрепленные в Конституции и основополагающих международно-правовых актах: право на труд и его справедливые и благоприятные условия, на здоровье и медицинское обслуживание, образование, право на осуществление экономической деятельности и другие.

Вердикт Конституционного Суда

Документы, принятые (изданные) Евросоюзом, некоторыми иностранными государствами, в том числе Великобританией, США, Канадой, и их органами, предусматривающие введение ограничительных мер в отношении Республики Беларусь:

  • не соответствуют общепризнанным принципам суверенного равенства государств и невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию другого государства, сотрудничества государств друг с другом в соответствии с Уставом ООН, добросовестного выполнения международных обязательств, равноправия и самоопределения народов, уважения прав человека и его основных свобод;
  • не соответствуют общепризнанным принципам и нормам международного права в области прав человека;
  • не соответствуют Уставу ООН, предусматривающему механизм применения превентивных и принудительных мер против государства только по решению Совета Безопасности ООН в целях поддержания международного мира и безопасности.

Поэтому госорганам, должностным лицам, руководителям организаций следует в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для защиты национальных интересов Беларуси, конституционных прав и свобод граждан исходя из ценностей и целей белорусской Конституции, общепризнанных принципов и норм международного права.

Источник: sb.by

Понравилась новость? Поделитесь ею с друзьями, используя кнопки: