Где обнаружены сейсмически активные зоны и какой максимальной силы могут быть землетрясения в Беларуси? — PINSKNEWS.BY

Loading

    Волна прокатившихся по Турции землетрясений взбудоражила весь мир. Тысячи погибших, миллиарды долларов экономического ущерба — все это последствия жуткого природного катаклизма, который, по мнению ученых, не так уж просто спрогнозировать. И несмотря на то что Беларусь не относится к сейсмически активной зоне, так или иначе задумываешься: а не затронет ли? Корреспондент БЕЛТА побеседовала с главным научным сотрудником Центра геофизического мониторинга НАН Беларуси доктором физико-математических наук Аркадием Ароновым о сейсмологической ситуации в Беларуси, мониторинге, последних зафиксированных землетрясениях в нашей стране и вероятности катастрофы.

    Землетрясения в Беларуси — частое явление?

    По словам Аркадия Аронова, сейсмологические наблюдения в Беларуси проводятся с 1965 года.

    «Первые наблюдения были организованы на базе геофизической обсерватории «Плещеницы». Дальнейшее развитие происходило в ходе Единой системы сейсмологических наблюдений СССР. При этом основные этапы развития сейсмологических наблюдений связаны с созданием Национальной системы мониторинга окружающей среды, системы мониторинга чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также строительством Белорусской АЭС», — сказал ученый.

    Он отметил, что землетрясения на территории Беларуси происходят достаточно часто. «В отдельные годы их число доходит до 100, однако они в основном все очень слабые, не носят разрушительного характера и люди их не ощущают», — заявил специалист.

    Как отслеживается сейсмическая обстановка

    Сейсмические наблюдения в нашей стране осуществляет Центр геофизического мониторинга НАН Беларуси. Всего на территории расположено 18 сейсмических станций. Они находятся в зонах, где наблюдается наибольшая сейсмическая активность, а также в районах расположения особых объектов.

    Так, восемь станций находятся в Солигорском горнопромышленном районе, еще восемь — в районе размещения Белорусской атомной электростанции, а также у нас есть две широкополосные обсерватории — «Плещеницы» и «Нарочь». Аркадий Аронов подчеркнул, что широкополосные станции располагаются достаточно равномерно по всему земному шару, а их задача — изучать геодинамические процессы и глубинное строение земной коры в глобальном масштабе.

    Как в Беларуси обнаружили сейсмические зоны

    «Для поиска сейсмических зон белорусские ученые совместно с прибалтийскими и украинскими специалистами проводили ряд исследований. Основная работа проходила на западной части Восточно-Европейской платформы. В нее как раз и входит территория Беларуси, а также западные регионы России, часть Украины и прибалтийские страны. Тогда как раз и было выделено 18 сейсмогенных зон, в том числе и в нашей стране», — пояснил главный научный сотрудник Центра геофизического мониторинга НАН Беларуси.

    Он добавил, что одна из наиболее активных зон в нашей стране относится к Припятскому прогибу.

    «Землетрясения на территории Беларуси в основном происходят в районе Солигорска. Они вызваны горнопромышленной деятельностью. Как правило, такие землетрясения характерны практически для всех месторождений, где идет активная добыча шахтным образом. В основном они небольшой энергии и не оказывают сильных сейсмических воздействий, однако требуют определенного контроля. Это важно, поскольку на некоторых месторождениях наблюдались проявления и достаточно сильных событий. Поэтому наш центр постоянно следит за текущей геодинамической обстановкой», — заверил Аркадий Аронов.

    Мониторинг в регионах страны и за рубежом

    Как рассказал ученый, белорусская сеть сейсмических станций регистрирует сильные землетрясения магнитудой больше 6 по всему земному шару. Кроме того, наши специалисты отслеживают землетрясения регионального типа.

    «Хорошо определяем местоположения практически всех землетрясений, которые происходят на территории Беларуси с магнитудой 2 и выше, регистрируем региональные землетрясения с магнитудой 4 в радиусе 2-2,5 тыс. км», — отметил Аркадий Аронов.

    Говоря о передаче информации по сейсмологическим наблюдениям, специалист добавил, что в этой области идет работа с центрами данных по всему миру.

    «Так, мы сотрудничаем с Геофизической службой Российской академии наук, а также рядом других ведущих российских академических организаций и корпораций. Из крупных организаций сотрудничаем с Международным сейсмологическим центром, который расположен в Англии, а также с Европейско-средиземноморским сейсмологическим центром во Франции. К тому же обмениваемся информацией по запросу и с другими странами-соседями. В целом для того, чтобы получить точные данные, нужно очень большое количество информации. Для этого в настоящий момент по всему земному шару распределено порядка 8 тыс. сейсмических станций, по которым можно изучать глубинное строение земли. При этом слабые землетрясения каждая страна изучает уже собственными силами», — подчеркнул главный научный сотрудник Центра геофизического мониторинга НАН Беларуси.

    Точность прогнозов

    Прогноз землетрясения имеет несколько составляющих — сила, место и время, когда оно может произойти. Что касается места и силы землетрясения, то сейсмологи научились достаточно точно определять эти критерии. Так, практически по каждой территории имеется информация о вероятности возникновения там землетрясения и его силе. Все это отражается на картах сейсмического районирования, которые делаются отдельно для гражданского и высотного строительства, а также для особо ответственных объектов.

    «Что касается времени возникновения землетрясения, то тут все сложнее. Несмотря на то, что есть какие-то единичные удачные прогнозы, в целом сейсмологи пока не научились предсказывать этот показатель. Конечно, над точностью прогнозов сейчас много работают. Однако человечество еще слишком мало прожило по отношению к этим геологическим процессам, чтобы разработать достаточно точные критерии такого прогноза. Наверное, когда-нибудь эта проблема все же решится», — подчеркнул ученый.

    Говоря о ситуации в Турции, он добавил, что там очень хорошо развита сейсмическая сеть.

    «В Турции очень сильные ученые и хорошо развита наука. Конечно, они наверняка знали, что это землетрясение может произойти, и примерно знали, какой силы оно будет. Но когда — не смогли сказать», — отметил специалист.

    Когда в Беларуси были последние ощутимые землетрясения

    «Если говорить о первых упомянутых землетрясениях на территории западной части Восточно-Европейской платформы, то мы располагаем информацией с 1616 года. При этом дошли до нас и сведения о землетрясениях на территории Беларуси. Есть информация о землетрясениях в районе Могилева в 1893-1896 годах и в районе Борисова в 1887 году. Кроме того, землетрясение, которое вызвало достаточно большой интерес, произошло в 1908 году в районе Ошмянского разлома в деревне Гудогай. На данный момент в этой местности находится БелАЭС», — рассказал главный научный сотрудник Центра геофизического мониторинга НАН Беларуси.

    По его словам, ощутимых землетрясений за годы наблюдений в Беларуси было всего пять, и все они произошли в районе Старобинского месторождения калийных солей. Верхний порог их магнитуды был 3 и слабее. А последнее наиболее ощутимое землетрясение было зафиксировано в 1998 году.

    Доходят ли до нас волны из других стран

    Территория Беларуси подвержена волнам землетрясений, которые происходят в основном в зоне Восточных Карпат в Румынии.

    «В Восточных Карпатах есть тектоническая зона взаимодействия литосферных плит — зона субдукции, которая генерирует землетрясения на глубине от 70 до 200 км. При этом сейсмические волны от них доходят до нашей территории. В итоге мы тоже чувствуем ощутимые колебания интенсивностью до 5 баллов по 12-бальной шкале. Такие волны доходили до Беларуси в 1940, 1977, 1986 и в 1990 годах», — отметил специалист.

    Кроме того, по его словам, одно из самых сильных землетрясений было в сентябре 2004 года в районе Калининграда. Тогда произошло семь толчков, три из которых были довольно мощными и ощущались в западных районах Беларуси — силой до 4-5 баллов. При этом каких-либо разрушений или повреждений не было.

    Какой максимальной силы могут быть землетрясения в Беларуси

    Аркадий Аронов отметил, что Беларусь находится на западе древней Восточно-Европейской платформы, а это достаточно слабоактивный регион. Именно поэтому в нашей стране и не может быть очень сильных землетрясений.

    «Практически все инструментальные наблюдения, исследования и расчеты доказывают этот факт. Верхний порог интенсивности землетрясения, который может быть в Беларуси, — это 7 баллов по 12-бальной шкале, а величина максимально возможной магнитуды составляет 4,5. Так что в этом отношении нам повезло. Мы живем в достаточно спокойном регионе», — подчеркнул он.

    Где можно ознакомиться с информацией о сейсмологической обстановке в Беларуси

    Ученый рассказал, что ознакомиться с информацией о сейсмологической обстановке в Беларуси можно на сайте Центра геофизического мониторинга НАН, однако она достаточно ограниченного характера. При этом в центр можно отправлять письменные обращения со своими вопросами.

    «Сейсмические данные могут нанести большой ущерб, если ими неправильно распорядиться. Уже было много случаев, когда из-за неправильной интерпретации результатов начиналась паника. Все это может привести к определенным проблемам. Так, в Италии был суд над сейсмологами, которых обвинили в том, что они якобы знали, когда случится землетрясение, но не предупредили об этом. Либо наоборот, население предупредили о землетрясении, эвакуировали, а катастрофы не произошло. Вот и получится большой экономический ущерб. Поэтому пока на 100% не будет решена проблема прогнозов, до тех пор нельзя вольно обращаться с этими данными», — считает Аркадий Аронов.

    БЕЛТА

    Понравилась новость? Поделитесь ею с друзьями, используя кнопки: