Не первой свежести, или Как Пинскому райпо выйти из зоны комфорта - PINSKNEWS.BY

Начнем без предисловий. На недавнем заседании районного исполнительного комитета заместитель председателя райисполкома Владимир Павлович Петько в своем эмоциональном докладе сказал следующее: «Как Пинскому райпо можно выполнить задание по розничному товарообороту при наличии таких фактов, какие имеют место, к примеру, в магазине «Родны кут» в деревне Посеничи, который одним из первых встречает гостей г. Пинска и встречает их массовым наличием просроченной продукции?!».

Просроченные продукты на прилавках магазинов – явление, увы, не такое уж и редкое. Одно дело, если человек один раз наткнулся на несвежий товар, но совсем другая история с магазинами, где просрочка – это скорее правило, чем исключение. И, к сожалению, в магазинах нашего райпо такие примеры не единичны.

Вернемся к магазину в Посеничах. В результате мониторинга, который был проведен 18 мая этого года, было установлено наличие просроченной продукции 18 (!) наименований. Покупателям предлагались колбасные изделия, срок годности которых истек еще в мае 2020 года (!). Как говорится, без комментариев.

– Почему никто из аппарата управления райпо ни разу за год не удосужился посетить этот магазин, чтобы  не допустить  подобных фактов? – недоумевал докладчик.

Приходится констатировать – нарушения законодательства в торговых объектах райпо приобрели систематический и устойчивый характер. Помимо наличия в продаже продуктов с истекшим сроком годности, участники мониторингов отмечают несоблюдение ассортиментного перечня, отсутствие необходимой и достоверной информации для потребителей, нарушение оформления ценников или их отсутствие и другие факты. Все они имели место и при проведении мониторинга райисполкомом и Пинским зональным центром гигиены и эпидемиологии 15 июня. Просроченную продукцию обнаружили также в магазине «Сладкий терем», павильоне «Мясная лавка» и мини-кафе «Еда и Кофе».

«Опасно, когда это становится системой, тогда это уже не недостаток, а преступление», – так говорил Президент Александр Лукашенко о продаже некачественных товаров с истекшими сроками годности, выступая на отчетном общем собрании представителей членов Белкоопсоюза еще в 2013 году. Тогда он высказал мнение, что кооперативные магазины следует сделать более привлекательными для покупателей как по ассортименту товаров, разнообразию услуг, так и по культуре обслуживания. «Магазин на селе должен стать действительно одним из центров общественной жизни», – сказал тогда Глава государства. Тем более что именно в обслуживании населения деревень и заключается социальная роль потребительской кооперации.

А как на деле? Потребкооперация по-прежнему продолжает сдавать позиции на внутреннем потребительском рынке. И главная причина – даже не в убыточности магазинов и недостатке кадров, а в отсутствии современных технологических решений, деловой хватки и предприимчивости. Для того чтобы сохранить монопольное положение на сельском рынке, надо выходить из зоны комфорта. Сегодня рынок необходимо отстаивать, расширять – своим умом, работой, как это делают вездесущие супер-,  гипер- и прочие маркеты. Сельские магазины – это, по сути, магазины шаговой доступности. Но и они являются высокоэффективными и рентабельными, если по-настоящему работают. Повышению покупательского спроса способствуют единые дни скидок, тематические праздничные акции, продажа товаров в кредит, внедрение  проекта «Рассрочка без переплат». У нас же пока применение банковских карт рассрочек осуществляется только в отношении Беларусбанка (карта «Магнит»). Другие районы республики на шаг впереди – внедряют системы расчетов «Халва», «Черепаха» и  «Карта  покупок». В докладе В.П. Петько была приведена такая цифра – за пять месяцев в магазинах Пинского райпо в кредит отпущено товаров всего лишь на 3 тысячи рублей… Непонятна позиция, занятая райпо в отношении Белагропромбанка, ведь основная часть населения Пинского района имеет зарплатные карты именно этого финансового учреждения, соответственно, могла бы совершать в магазинах райпо безналичные платежи, в том числе приобретать товары посредством карты рассрочки Белагропромбанка «Суперсила». На сегодня такой возможности у покупателей нет, так как райпо отказалось заключить договор с банком на обслуживание. А ведь решение этого вопроса могло бы способствовать и увеличению доли безналичных расчетов в районе в целом. Пока в этом мы сильно отстаем от среднеобластного показателя.

Помните известную фразу Остапа Бендера «реклама – двигатель торговли»? Именно ее, рекламу, в своей работе агрессивно используют упомянутые выше сетевые маркеты. И это дает эффект. А что же райпо? Покупатели не знают, что цены  на  ряд товаров в магазинах райпо ниже, чем у конкурентов. Так почему бы активнее не практиковать продажу товаров с ценниками «Товар дня», «Акция» и так далее?

В конечном итоге все это бездействие приводит к тому, что райпо из года в год теряет свои позиции. В докладе В.П. Петько прозвучало: удельный вес райпо в общем объеме товарооборота Пинского района по итогам 2019 года составил 34,5%, по итогам 2020 года – 32,8%, по итогам 6 месяцев 2021 года – 31,9%. Куда катимся?

Время всех поставило в равные условия. Учреждениям торговли необходимо приспосабливаться к этой жесткой конкуренции. Смелость, агрессия, инициатива, опережение – сегодня это та созидательная сила, с помощью которой можно быть игроком рынка.

Екатерина МАЙСКАЯ

Фото автора

ПОДЕЛИТЬСЯ