Узнали преимущества новых биометрических документов перед обычным паспортом — PINSKNEWS.BY

Loading

С 1 сентября 2021 года во всех подразделениях Департамента по гражданству и миграции страны начнут принимать документы на изготовление ID-карт и биометрических паспортов. В то же время сохранится прежний порядок выдачи привычных всем нам синих книжечек, то есть каждый сможет выбрать, остаться с обычным паспортом или получить в качестве удостоверения личности ID-карту. «Р» узнала, какова готовность к внедрению новых документов, а также какие преимущества они предоставят. 

Выверено и утверждено

Утвержден окончательный вариант внешнего вида и функционала ID-карт и биометрических паспортов:

  • на лицевой стороне пластиковой карточки слева разместится фотография владельца, под ней — личная подпись. Рядом можно будет увидеть личный номер, фамилию, имя, отчество, дату рождения, гражданство, срок действия карты и ее собственный номер, а также значок биометрии. С обратной стороны находятся машиносчитываемая зона, QR-код, чип, где хранится вся персональная информация владельца, его биометрические данные, а также специальное программное обеспечение, предоставляющее доступ к ней с задействованием специального ПИН-кода, средство для генерации уникальной электронно-цифровой подписи. 
  • в биометрическом паспорте, который предназначен для поездок за границу, данные владельца разместятся на первой странице. Остальные предназначены для виз и проставления отметок о пересечении границы. 

Стоимость ID-карты — 1,5 базовой величины, то есть 43,5 рубля, биометрического паспорта — две базовые величины (58 рублей). Для инвалидов I и II групп, пенсионеров, несовершеннолетних предусмотрены льготные ставки — 1 БВ и 1,5 БВ соответственно. В обычном режиме новые документы изготовят за 15 дней, в ускоренном — за семь и в срочном — за пять. 

Платформа электронного правительства

Итак, желающие могут оставаться с обычным паспортом и после окончания срока его действия заказать такой же.

Однако пользование биометрическими документами имеет ряд преимуществ. Так, загранпаспорт позволит значительно упростить и ускорить процедуру прохождения пограничного контроля и сведет к минимуму контакты. После приземления самолета пассажирам не понадобится долго стоять в очереди к окошку. Нужно будет лишь войти в специальные ворота, так называемые гейты, и приложить паспорт к специальному устройству. Тем временем система сопоставит лицо пассажира с данными в документе, подтвердит его личность и пропустит. 

Что касается ID-карты, то все ее держатели автоматически получат еще и личный ключ гражданина, который откроет доступ к сервисам государства в электронном виде и позволит общаться с ними онлайн, не выходя из дома или кабинета.

Как это реализовано? На ID-карте будут размещены средства для электронно-цифровой подписи (ЭЦП) с десятилетним сроком действия, стоимость которой станет входить в цену документа. 

Как сообщили в Национальном центре электронных услуг, в стране уже создана единая инфраструктура электронного правительства, предлагающая весь спектр технологических возможностей для автоматизированного электронного взаимодействия госаппарата, населения и бизнеса. Впрочем, электронное правительство работает и сейчас — по заявительному принципу. Е-услуги можно получить, заказав их из дома или офиса на едином портале электронных услуг.

Если сегодня в качестве носителей ЭЦП используются usb-носитель и sim-карта, то с сентября 2021 года у нее появится новый облик — в виде криптографического приложения ID-карты.

Это удостоверение личности станет применяться для всего многообразия сервисов. Сегодня ЭЦП используют для работы в 30 информационных системах: для получения государственных услуг в электронном виде, а также для юридически значимой деловой переписки, при обмене электронными накладными, в интернет-банкинге, для наполнения информацией государственных баз данных, при подаче налоговых деклараций и отчетов в ФСЗН.

Взаимодействие электронных систем разных государственных органов налажено как раз благодаря ОАИС. Сейчас с этой системой интегрированы 37 государственных информационных ресурсов (систем), владельцами которых выступают 17 органов государственного управления.

Для граждан и бизнеса цифровое общение с государством реализовано посредством единого портала электронных услуг (ЕПЭУ). Именно ЕПЭУ обеспечивает потребителю бесперебойный доступ к информационным ресурсам различных ведомств. Это удобно, ведь получая услуги государства в электронном виде, мы уходим от лишних бумаг и бюрократии. А самое главное — экономится время, ведь сервисы, размещенные на ЕПЭУ (адрес в интернете — https://portal.gov.by), доступны 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

Не выходя из дома

Сегодня на портале размещено 205 электронных сервисов — 44 электронные услуги и 61 административная процедура. 

Наиболее востребованными среди физических лиц являются передача информации об иностранных гражданах и лицах без гражданства, временно пребывающих в Беларуси, предоставление сведений об отнесении гражданина к не занятым в экономике, о датах приема и увольнения застрахованного лица и суммах выплат, на которые начислены страховые взносы, информация о размере получаемой пенсии, о принадлежащих конкретному физическому лицу правах на объекты недвижимого имущества, сведения о наличии или отсутствии задолженности перед бюджетом.

Топ-5 электронных сервисов, которыми пользуются юридические лица, — информация о регистрации иностранцев, по передаче таможенных документов, о правах на недвижимость, по проверке благонадежности деловой репутации.

С появлением у граждан ЭЦП все ныне существующие возможности сохранятся, алгоритм получения электронных сервисов останется прежним. А в связи с тем, что он будет взаимосвязан с удостоверением личности, для получения электронных сервисов государства с применением ID-карты создается аппаратно-программный комплекс «Единая платформа для системы межведомственного электронного взаимодействия» (АПК «Платформа»).

В НЦЭУ отметили, что для защиты персональных данных граждан создана целая экосистема. С одной стороны — используются каналы шифрования данных, с другой — информация хранится в серьезно защищенных базах.

Максимум естественности

Те, кого прельстила возможность обзавестись собственной электронно-цифровой подписью и перспектива онлайн-общения с государственными органами, с 1 сентября текущего года могут обращаться за ID-картами. Привычный бумажный паспорт сохранит свой статус, однако для тех, кто оформит ID-карту, возврат к нему уже не предусмотрен. Первая ID-карта, как и паспорт, выдается по месту регистрации, а последующие можно будет получить в том подразделении, куда удобнее обратиться. Срок действия карты для взрослых — десять лет, для несовершеннолетних — пять лет.

Напомним, биометрические документы зафиксируют личную подпись гражданина, отпечаток его пальца и фотографию.

Все эти данные соберут в подразделении по гражданству и миграции. Отправляясь туда, следует помнить, что «в тренде» у системы максимальная естественность: минимум макияжа, по возможности гладкая прическа с открытыми бровями и ушами. Если помада, то неброская, если очки — то в тонкой оправе. 

На самой ID-карте не будут отмечены ни место регистрации, ни семейное положение, ни наличие детей. Все эти данные гражданин при необходимости может как запросить сам в отношении себя с помощью введения ПИН-кода, так и разрешить просмотр при наличии специальных считывающих устройств: например, при подписании договора кредитования или рассрочки в банке. Считать информацию с ID-карты дистанционно, без разрешения владельца, нельзя. 

Источник: sb.by

Понравилась новость? Поделитесь ею с друзьями, используя кнопки: