В ОАО «Полесские журавины» завершают уборку клюквы. На предприятии культивируют восемь сортов этой ценной ягоды. Наиболее распространенный и хорошо зарекомендовавший себя в наших условиях – Стивенс. Под клюквой заняты 72 чека. В этом году, по словам директора ОАО «Полесские журавины» Василия Лягуского, получили, к сожалению, не такой результат, как хотелось бы. Сказались майские заморозки и технические аварии на электросетях. В нынешний сезон два чека дали по 10 тонн, урожай с остальных оставляет желать лучшего.
– Поэтому прежде всего – гарантированное обеспечение электроэнергией, – подчеркивает Василий Григорьевич. – Надеюсь, в рамках программы по развитию Полесья это будет совершенствоваться, и надежность обеспечения электроэнергией повысится, соответственно, результаты улучшатся. Также стараемся максимально все механизировать, хотим использовать агродрон для внесения микроэлементов, обработок, чтобы исключить передвижение техники по чекам.
Двадцатый сезон, половину из того, что существует предприятие, которому в следующем году исполнится 40 лет, здесь трудится Михаил Прокопович. Сам он местный, родом из Селища. Говорит, очень нравится сам процесс уборки: когда ягода всплывает, покрывает чек сплошным ярко-красным ковром, становится так красиво, что эта картина просто завораживает. Трактор, на котором работает Михаил Иванович, гораздо меньших размеров, чем обычный «Беларус». Их делали под заказ предприятия. Местные кулибины изобрели специальные мотовила для уборки клюквы в воде. Единственное, отмечает Михаил Прокопович, нужно следить, чтобы не было подтеканий горюче-смазочных материалов, потому что это – ягода, и все должно быть экологично.
Еще один старожил предприятия – Анатолий Николаевич Колесникович. Он отработал 20 лет, ушел на заслуженный отдых, но подставляет плечо, когда нужно. Живет в Парохонске, а сюда его, как и многих других работников, доставляет автобус «Полесских журавин». Есть здесь также молодые и перспективные сотрудники.
Среди таких – водитель Александр Бача (на фото — слева). Он учится на втором курсе Белорусской сельхозакадемии по сокращенной программе. К слову, здесь и отец его работает, и брат. Второй год по распределению трудится технологом Елизавета Чечун. Видно, что девушке по душе ее занятие.
Сезон сбора урожая ягод и фруктов подходит к концу. На предприятии уже готовятся к следующему: проводят обработки и уплотнения посадок, убирают растительные остатки из чеков. Кроме того, в течение ближайшей пятилетки предстоит реконструировать 14 чеков клюквы. Согласно исследованиям, после 30-35 лет ягодные кустарники нужно обновлять, делать ротацию.
Всего на предприятии 360 гектаров посадок. Основные – клюква, голубика, смородина и айва японская. Что касается первой, то это перспективная ягода, заниматься ее выращиванием есть смысл. Клюква востребована как на внутреннем, так и на внешнем рынках. В основном ее экспортируют в Россию, и поставки увеличиваются. В торговых сетях чаще всего продается замороженная ягода, но есть и небольшое количество свежей. Большим спросом пользуются переработанные плоды. Объемы такой продукции наращиваются.
– У нас есть цех по переработке, установлены три сушилки. В свое время посадили айву японскую, богатую витамином С ягоду, но появились проблемы с ее сбытом. И это сподвигло нас заняться переработкой, – говорит Василий Лягуский. – Мы производим сушеные, вяленые цукаты из голубики и айвы – от 600 килограммов в месяц. В основном работаем на внутренний рынок. Есть новые разработки. Делаем порошки из ягод, сушеные без сахара клюкву и голубику. К слову, их используют в производстве пинские предприятия, в частности хлебозавод выпускает хлеб с клюквой, мясокомбинат – колбасу с этой ягодой. Порошки с удовольствием закупают предприятия из других городов Беларуси. Не успеваем удовлетворять спрос минчан по поставкам вяленых и сушеных ягод. Одним словом, популяризируем нашу продукцию и наш регион.
Василий Григорьевич отметил также, что если по клюкве есть перспектива, то с голубикой нужно что-то решать – республика этой ягодой обеспечена, все идет на экспорт. Кроме того, за счет оплаты труда сборщиков увеличилась себестоимость ягоды. На предприятии думают, как механизировать процесс, прорабатывается вопрос приобретения комбайна.
В ОАО «Полесские журавины» есть, конечно же, свой холодильный комплекс для хранения продукции, без него никак. Василий Лягуский говорит, что его будут расширять. Там, к слову, есть линия по электронной очистке ягоды, которая калибрует по цвету и по размеру.
Также планируют увеличивать посадки смородины.
– Решается вопрос размещения ее на минеральных почвах, чтобы ежегодно кустарники не страдали от весенних заморозков, – подчеркивает Василий Григорьевич. – Поэтому постараемся рассредоточить по району, не держать в одном месте во избежание потерь.
ОАО «Полесские журавины» – уникальное предприятие со специфичным производством. Оно одно из трех крупнейших в стране, где выращивают красное золото – клюкву. Это то, чем славится Полесье. Посещая не так давно агрогородок Парохонск, Президент говорил о том, что у каждого региона должна быть своя изюминка. Вот один из наших брендов – это клюква.
Несмотря на то что нынешний год был тяжелый, Василий Лягуский все же с оптимизмом смотрит в будущее и строит планы на перспективу.
Инна УРБАНОВИЧ, p-v.by
Фото автора.