Врач-педиатр описала последствия недостаточной двигательной активности у детей — PINSKNEWS.BY

Loading

Одной из важнейших естественных потребностей организма человека является двигательная активность или движение.

Как рассказала корреспонденту pinsknews.by врач-педиатр пинской детской поликлиники Юлия Ярошевич, в ходе длительного эволюционного развития человека сложилась тесная связь между его двигательными функциями и деятельностью внутренних органов.

«В период роста и развития человека движение стимулирует обмен веществ и энергии в организме, улучшает деятельность сердца и дыхания, а также функции некоторых других органов. Большая подвижность детей и подростков оказывает благоприятное воздействие на их головной мозг, способствуя развитию умственной деятельности. Особенно важно это в детско-подростковом возрасте, когда происходит активное физиологическое и психологическое развитие ребенка», – объяснила врач-педиатр.

Специалисты отмечают, что в последние годы у большинства школьников отмечается дефицит двигательной активности в режиме дня.

Последствия недостаточной двигательной активности:

  • приводит к гипотензии, которая может вызвать ряд серьезных изменений в организме школьника, привести к снижению функциональной активности многих органов и систем;
  • наблюдается недостаточность сердечно-сосудистой системы: сила сердечной мышцы и ее размеры уменьшаются, ухудшается кровообращение, снижется артериальное давление, сердечная мышца и тонус сосудов ослабляются, происходит застаивание крови в сосудах, ухудшается снабжение тканей кислородом;
  • ухудшается дыхание, уменьшается амплитуда дыхательных движений, уменьшается жизненная емкость легких, развивается одышка;
  • снижаются  мышечная сила, работоспособность, выносливость организма, появляются прослойки жировой ткани, нарушается осанка и координация движений, суставы перестают двигаться, все ткани опорно-двигательного аппарата начинают болеть: связки становятся жесткими, мышцы  теряют способность сокращаться, гиалиновый хрящ суставов истончается и замещается костью, а кости теряют механическую прочность, то есть опорно-двигательный аппарат быстро стареет;
  • наблюдается ухудшение работы пищеварительной системы, происходит задержание пищи, что приводит к запорам;
  • нарушается обмен веществ, снижается интенсивность и скорость обменных процессов, повышается масса тела;
  • падает умственная работоспособность, ухудшается  внимание, память, мышление и другие психические процессы, нарушается сон, повышается эмоциональная возбудимость и склонность к стрессам;
  • ухудшается состояние органов чувств, особенно зрительного анализатора и вестибулярного аппарата, снижается мышечная чувствительность, ухудшается координация движений;
  • снижается контроль нервной системы за процессами обмена веществ клеток,что ведет к снижению иммунитета и устойчивости к различным заболеваниям;
  • повышается утомляемость, вялость, плохое самочувствие, усталость в течение дня;
  • снижается репродуктивная способность организма, повышается вероятность появления застоев в органах малого таза, нарушение полового созревания, впоследствии возникают трудности при вынашивании плода у женщин.

Ни одно лекарственное средство не заменит двигательную активность человека, и медицина не защитит организм, который не будет достаточно двигаться.

Поэтому двигательный режим школьника должен складываться из:

  • утренней физической зарядки;
  • подвижных игр на школьных переменах, уроках физической культуры;
  • занятий в кружках и спортивных секциях;
  • прогулок перед сном;
  • активного отдыха в выходные дни;
  • занятий физической культурой и спортом.

Гимнастика до уроков обязательно проводится на свежем воздухе под руководством педагогов. Длительность гимнастики зависит от возраста детей. Рекомендуемое время для начальной школы – 7-8 минут, для остальных 9-10 минут. Упражнения для гимнастики выбираются с участием мышц плечевого пояса, спины, ног. Не следует проводить гимнастику в классных комнатах.

Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшает работу желез внутренней секреции: щитовидной железы, половых желез, надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии молодого организма.

Физические упражнения повышают потребность организма в кислороде, вызывают положительные эмоции, бодрость, создают хорошее настроение.

«Соразмерное сочетание физических нагрузок на организм и сидячей школьной деятельности, правильная организация режима дня школьника способствуют не только хорошей работоспособности, успешному усвоению учебного материала, но и вырабатывают у молодых людей потребность в здоровом и активном образе жизни, что благоприятно сказывается на их дальнейшей и успешной жизнедеятельности и продолжительной активной жизни», – подытожила врач-педиатр Юлия Ярошевич.

Понравилась новость? Поделитесь ею с друзьями, используя кнопки: