Служебные авто в миниатюре и ретро-легенды в гараже. Посмотрите, какое необычное хобби у начальника Пинского районного ГАИ
Кабинет начальника ОГАИ Пинского РОВД майора милиции Вячеслава Голяковича украшает стеллаж с сотней моделей служебных машин. А в его гараже — три настоящие легенды советского автопрома!
Те самые «Волгу» и «Жигули» офицер восстановил своими руками — они представлены в милицейской «ливрее» со всей специальной атрибутикой.
— Пять лет назад побывал на выставке раритетной техники в столице и загорелся идеей самостоятельно привести в порядок хотя бы одно такое авто, — вспоминает Вячеслав Владимирович. — Долго искал подходящий экземпляр, пока не вышел на связь с ветераном войсковой части, в которой юношей проходил срочную службу. Как оказалось, он выкупил и долгое время берег списанную казенную «Волгу». С первого взгляда узнал в ней легковушку, за рулем которой когда-то сам же и возил командира части!
Владелец охотно продал офицеру проржавевшего железного коня, которого едва было не отправил в утиль.
— Мне понадобилось около трех лет, чтобы собрать машину по частям и превратить в точную копию милицейского автомобиля 1970-х годов, — добавляет Вячеслав Голякович. — Некоторые оригинальные детали, например проблесковые маячки тех лет, помогли найти сослуживцы. Одни уникальные приборы отыскались на торговых онлайн-площадках, другие… на подстанциях скорой помощи и РОЧС, где они без дела пылились в подсобках.
Интерес энтузиаста оказался заразителен: желающие помочь нашлись не только в Пинске, но и в других регионах страны.
— Демонстрировал черную «Волгу» на всех городских праздниках и профилактических акциях, — продолжает собеседник. — Вскоре мне позвонил брестский коллега, который был наслышан о моем увлечении, и предложил забрать у него желтую «копейку». Он взялся реставрировать ВАЗ-2101, но не довел дело до конца…
Офицер пообещал завершить начатое, а еще заверил: вместо того чтобы ржаветь в гараже, «Жигули» будут блистать на выставочных площадках. Обещание выполнил в полной мере.
Вскоре обновленные автомобили побывали на выставке ретромашин в Мемориальном комплексе «Брестская крепость-герой». В 2024-м милицейская «Волга» поучаствовала в автопробеге, посвященном Дню Победы. А в мае этого года в аналогичном мероприятии будут задействованы не только обе легковушки, но и… советский мотоцикл «Урал» 1971 года выпуска.
— Подумал, без него коллекция милицейской ретротехники будет неполноценной, — добавляет Вячеслав Владимирович. — Более того, восстановил даже милицейское форменное обмундирование 1970-х годов: дополнил его белыми перчатками-крагами, мотошлемом, жезлом.
Именно в такой форме службу за рулем советского мотоцикла и несли стражи дорожной безопасности в те времена. Раздобыть уникальные элементы экипировки вновь помогли активные ветераны, за что майор милиции им искренне благодарен.
— Откуда такой интерес к милицейской истории? — продолжает собеседник. — Если вовремя не уточнить значимые факты, потом заполнить в ней белые пятна будет уже гораздо сложнее. Вот пример: захотел выяснить, когда была создана пинская Госавтоинспекция, и разузнать имя первого начальника. Думал, пролистаю местный ведомственный архив и сразу найду нужные сведения.
Не тут-то было! Собирать данные пришлось по крупицам. Офицер с трудом отыскал аксакалов, которые лично помнили первого руководителя — ныне покойного старшего лейтенанта милиции Александра Пигуля. Они же подсказали: отсчет истории отдела ГАИ следует вести с 1963 года. А еще поделились с энтузиастом фотографиями времен своей службы. Все они, зачастую сделанные спонтанно, передают дух ушедшей эпохи.
— Тщательно веду эту летопись, пополняю альбом новыми снимками, охотно демонстрирую всем желающим, — говорит собеседник. — С ностальгией полистать его особенно любят пожилые люди, которые приходят ко мне на прием.
Молодежь, как уверяет В. Голякович, больше интересуется его коллекцией служебных авто разных стран и периодов. А уж дети от нее в полном восторге! Часто просят сфотографировать их с игрушками.
Коллекцию майор милиции начал собирать в 2010-м. Он отмечает: выставил ее на всеобщее обозрение, потому что она… создает располагающую атмосферу и помогает найти общий язык с визитерами.
— В их числе, к слову, и нарушители, — продолжает собеседник. — Многие, разумеется, нервничают, выглядят напряженными. Потом замечают машинки — и расслабляются. В спокойной обстановке объясняю посетителям их ошибки, и большинство в конце концов признает обоснованность наказания. Многие на прощание говорят: мол, шли в милицию — руки-ноги тряслись, а домой уходят с улыбкой. Обычно коллекцию пополняю сам, некоторые игрушки презентуют супруга (она активно поддерживает все мои увлечения!) и друзья. Но одну модель подарила нарушительница. Хотя ей пришлось заплатить штраф, обиды на меня не затаила, наоборот, осознала свою неправоту и обещала исправиться. Через несколько недель женщина вернулась в кабинет с сынишкой. Я показал малышу модели, а он… передал свою машинку, которой в собрании еще не было.
Эту историю майор милиции часто рассказывает молодым сослуживцам.
— Напоминаю им всегда быть безупречно вежливыми с гражданами, даже если те неправы и на эмоциях вступают в споры, — говорит Вячеслав Голякович. — Доброжелательность и терпение на многих действуют отрезвляюще. Наша задача — сглаживать, а не подогревать конфликты. Те, кто это умеет, всегда будут услышаны, к тому же им не грозит эмоциональное выгорание.
Сам майор милиции начинал службу в 1998 году в должности милиционера-водителя Пинского ГОВД. Окончив Могилевскую школу милиции МВД, пополнил ряды инспекторов по дорожному надзору. ОГАИ местного райотдела уроженец региона возглавляет без малого 15 лет.
— Раньше, помню, сотрудник мог рассчитывать лишь на старенькое служебное авто, которое зимой нужно было еще ухитриться завести, а сейчас в нашем распоряжении и комфортные машины, и разнообразные техсредства, — отмечает Вячеслав Владимирович. — Под рукой и планшеты с базами данных, и приборы для измерения скорости… Повсеместно внедряем инновационные средства дорожного контроля. Наш регион можно назвать транзитным — здесь пересекаются пять республиканских магистралей. И в зонах с повышенным трафиком без этого инструментария не обойтись.
Например, вскоре на проблемном участке трассы Р6 Ивацевичи — Столин появятся датчики, способные рассчитывать среднюю скорость движения.
— И все же умное оборудование не заменит инспектора, — уверен руководитель. — Появление экипажа дисциплинирует лучше любой видеокамеры: стоит водителям увидеть милицейскую машину, и они фарами «моргают» всем соседям по потоку. Иногда «предупреждение» на языке автомобилистов разлетается на 30 — 40 километров. И это нам только на руку: на большом отрезке пути автолюбители остаются предельно осторожными, а значит, меньше рискуют попасть в аварию.
Вячеслав Голякович нередко просматривает ленту тематических каналов в местных соцсетях: в них пользователи рассказывают о дорожных инцидентах и делятся мнением о работе сотрудников.
— Приятно видеть, что земляки с уважением отзываются о моих подчиненных, положительно оценивают их действия, — говорит собеседник. — И для нас такие слова дорогого стоят.