Ольга Петровна Избицкая – единственный учитель-методист в Пинском районе - PINSKNEWS.BY

«Учимся не для школы, а для жизни». Это девиз Молотковичской средней школы, на должность директора которой в 2020 году была назначена Ольга Петровна Избицкая. До этого, с 2009-го, она была здесь заместителем директора по учебной работе. Еще раньше, с 1997 по 2009 годы, Ольга Петровна работала учителем белорусского языка и литературы в Стытычевской средней школе.

Начало

Педагогический путь О.П. Избицкой начался в 1995 году с работы в Хойновской средней школе учителем начальных классов. Наверное, многие спросят, как так получилось, что Ольга Петровна, исключительно городская жительница, захотела работать в сельской школе и работает в районе до сих пор? Но обо всем по порядку.

В интеллигентной семье из Пинска, где папа – военный, мама – бухгалтер в районном отделе образования, подрастали две дочери – Ольга и Татьяна, точно как сестры Ларины у Пушкина в «Евгении Онегине». Только вот намека на деревню даже не было – каждое лето девочки проводили у дедушки в Ленинграде, погружаясь с головой в культурную среду этого удивительного города… Каждая из сестер училась в музыкальной школе, которая находилась во дворе их дома, и туда просто по определению нельзя было не ходить. Когда Ольга окончила СШ № 4, ныне гимназия № 1 им. Ф.Я. Перца, вопрос о том, куда поступать, был решенным – конечно же в педагогический. Так она стала учащейся Пинского педучилища по специальности «учитель-воспитатель». Учеба уже подходила к завершению, как нескольким учащимся, которые шли на диплом с отличием, предложили поступать в вуз. Как раз в то время, в 1995 году, педуниверситет им. М. Танка сотрудничал с педучилищами республики: проводился своего рода эксперимент, когда наиболее успешные учащиеся имели возможность сдать экзамены в университет еще не окончив училище. Ольга Петровна выбрала филологический факультет, специальность «русский язык и литература; белорусский язык и литература». После успешной сдачи экзаменов Ольгу зачислили в университет, а в педучилище она получила диплом с отличием. И отправилась на работу в Хойновскую среднюю школу. А университет она оканчивала заочно.

– Почему я пошла работать в район, а не в город? Наверное, потому, что, не имея возможности побывать в деревне, захотелось увидеть эту пасторальную картинку, которая рисовалась в моем воображении, особенно после прочтения произведений русских классиков, – рассказывает Ольга Петровна.

Молотковичи

Молотковичская средняя школа – одна из крупнейших в Пинском районе. Здесь обучается 396 учащихся. Ребята постоянно участвуют в различных конкурсах, фестивалях, проектах. Дети достигают значительных успехов в разных видах деятельности, и не только учебной. В школе созданы классы правовой и педагогической направленности. В этом году три выпускника педкласса стали студентами педагогических вузов.

Дважды школьники Молотковичской СШ выходили в финал республиканского молодежного инновационного проекта «100 идей для Беларуси». Так, в декабре 2020 года ученик 9 класса Егор Сушкевич вместе с руководителем проекта Игорем Павловичем Гулевичем представили модель мини-промышленного транспортера, с которой стали победителями областного этапа в номинации «агропромышленные технологии и производство» и представляли Пинский район и Брестскую область на республиканском этапе.

В апреле 2021 года на факультете экономики и финансов Полесского университета проходило профориентационное мероприятие «Весенний стартап-лагерь для школьников». В разработке одного из проектов в составе группы приняли участие и ребята из Молотковичской СШ Даниил Новак и Сергей Приступа. В результате проект по производству амаранта «Amarant PRODUCTION» занял 3 место.

Инновационные проекты

С 2013 года в школе реализуются инновационные проекты. Первый – это тьюторское сопровождение одаренных учащихся. К слову, тьюторство – тема диссертационного исследования Ольги Петровны. На днях проходила защита ее работы в Академии последипломного образования на соискание ученой степени «кандидат наук кафедры педагогики и менеджмента». Потом был инновационный проект с учителями «Внедрение организационно-управленческих условий профессионального развития педагогов в учреждении образования». В настоящее время в Молотковичской школе реализуется инновационный проект по теме «Внедрение модели формирования деловой активности учащихся на основе вовлечения в предпринимательские проекты».

– Все это площадки республиканского уровня, – рассказывает Ольга Петровна. – То есть здесь мы аккумулируем лучшие умы, как педагогов, так и детей, выбираем необходимые ресурсы. Впоследствии мы можем делиться своим опытом с другими учреждениями образования, как это было, например, с тьюторством. Меня приглашали в одну из школ Барановичей провести целый курс по этой теме. Кроме того, в рамках диссертационного исследования разработали программу двухмесячных дистанционных курсов. Оказалось, что интерес есть, люди записались. Были среди них и учителя, и воспитатели, и дефектологи, учителя из частной школы, 8-10 методистов отделов образования республики.

У каждого в жизни свой наставник

Ольга Петровна отмечает, что ей повезло с ее учителями, иначе, возможно, она сама и не состоялась бы как грамотный педагог и руководитель. Прежде всего, это преподаватели педучилища – Владимир Васильевич Козел, который, к сожалению, недавно ушел из жизни, Мария Константиновна Иванова, Людмила Васильевна Бирюкова, Светлана Андреевна Борчук. Когда работала в Стытычевской школе, многому научилась у Марии Михайловны Близнюкович, директора Михаила Михайловича Сачковского, отличника образования. В Молотковичской школе – это учителя Анна Викторовна Стойко, Татьяна Ивановна Гетман, Надежда Васильевна Гулевич.

– Это те люди, у которых было чему поучиться, потому что они сами учились и учатся, всегда в поиске, они наставники. Я им очень благодарна, – говорит Ольга Петровна. – Я рада, что мне выпала честь работать именно в Молотковичской школе, потому что у нас отличный коллектив, много профессионалов высокого уровня. К слову, у нас трудится 12 педагогов, которые окончили Молотковичскую школу и вернулись сюда уже работать. Например, учитель английского языка Вероника Николаевна Харахонова у нас самая молодая, ей 25 лет. И выпускница школы, и уже коллега.

Ольга Петровна отмечает, что ей повезло с коллективом. Достойная молодежь перенимает традиции опытных педагогов и выкладывается по полной, несмотря ни на что.

Директор – учитель – методист

Кроме того, что О.П. Избицкая – директор школы, никто не отменял и ее роли как учителя-предметника. Она преподает детям русский язык и литературу, искусство. Каждый раз, готовясь к уроку, Ольга Петровна думает над тем, как увлечь детей, как, скажем, перевести трехсотлетнее произведение на детский язык, доступный их пониманию. Это постоянный поиск, ведь хочется, чтобы урок прошел на одном дыхании. Поэтому в ход идут самые разные методы. Это и аудиоэкскурсии, и применение 3D-технологий, филологические анекдоты, элементы игры. На своих уроках педагог использует и иностранный язык, иной раз приходится вспоминать математику, искусство, архитектуру. Естественно, все адаптируется к определенному возрасту.

Ольга Петровна Избицкая – единственный учитель-методист в Пинском районе. Это подразумевает оказание помощи педагогам в любом направлении: начиная с предмета и заканчивая, в частности, проведением курсов, вебинаров, участием в онлайн-конференциях, проведением мастер-классов.

– Учитель-методист ищет нестандартные моменты в привычном и оказывает надпредметную содержательную помощь своим коллегам, – рассказывает Ольга Петровна. – Часто использую новые форматы работы – коучи, коворкинги, STEM-лабы. Помогаю педагогам готовиться к конкурсу «Учитель года». Учитель вынужден учиться всю жизнь, если хочет достичь успеха сам и чтобы успеха достигли его ученики.

Как учитель-методист О.П. Избицкая бывает в образовательных поездках. Первая была в 2007 году, когда она в составе белорусской делегации отправилась в Санкт-Петербург в Академию постдипломного образования. В 2014 году вновь попала в Санкт-Петербург, в Институт им. Герцена. Такие поездки, по словам Ольги Петровны, это возможность узнать что-то новое, заимствовать интересные идеи и адаптировать их у себя. Что благополучно и применяет директор Молотковичской СШ в своей школе.

Кроме того, О.П. Избицкая сотрудничает с педагогами из всей республики: гимназий, лицеев Минска, Витебска, Гомеля, Бреста, участвует в ярмарках педагогических идей. Лучшее из наработок коллег использует в своей деятельности. С удовольствием делится с ними своими работами, тем более они есть в открытом доступе.

– Недавно поступило предложение от педагогов 10-й школы г. Пинска организовать на их базе коворкинг – это когда много площадок, где работают группы людей, и ты можешь перемещаться по разным, если какая-то не понравилась. С большим удовольствием приняла это предложение.

Школа и воспитание

Молотковичская средняя школа занимает в районе 1-е место в рейтинге по воспитательной работе. Это и экскурсии, и огромное количество всевозможных конкурсов – больше 25 только областных и районных, не говоря о других.

– Мы все вместе учим наших детей. Самое ценное они приносят из дома в школу, самое ценное они выносят из школы домой. Только тогда будет успех, когда будет взаимодействие школы и родителей, – говорит Ольга Петровна. – Всегда прошу родителей: помогите нам, и речь далеко не о материальном. Мы стараемся сделать школу максимально открытой для всех. И мы этого добились. Родители помогают нам, кроме всего, с участием в конкурсах, в ремонте школы.

Почти два часа общения с Ольгой Петровной пролетели словно один миг. Когда разговариваешь с человеком разносторонним, ищущим, открытым всему новому, это не может не увлекать. Было очень приятно слышать, когда директор, у которого в школе 396 учеников, говорит «мои дети», видеть, как горят глаза, когда рассказывает об уроках языка и литературы…

– Я поддерживаю любую инициативу и педагогов, и учеников, если ее можно применить на благо, – отмечает Ольга Петровна.

Инна УРБАНОВИЧ

Фото автора

ПОДЕЛИТЬСЯ