Швед: места массовых захоронений жертв ВОВ находим еженедельно — PINSKNEWS.BY

Loading

Масштабы геноцида еще предстоит по-настоящему оценить, места массовых захоронений выявляют практически еженедельно. Об этом заявил журналистам генеральный прокурор Беларуси Андрей Швед на месте изъятия костных останков из ям-могил времен Великой Отечественной войны в ченковском лесу под Гомелем, передает корреспондент БЕЛТА.

Генеральный прокурор Андрей Швед прибыл в Гомельский район на место массового захоронения времен Великой Отечественной войны, установленное в ходе расследования уголовного дела о геноциде. «Новые, ранее неизвестные места массовых захоронений людей выявляем практически еженедельно. Масштабы трагедии, масштабы геноцида нам еще предстоит по-настоящему оценить», — отметил он.

Генеральная прокуратура ведет масштабное расследование геноцида времен Великой Отечественной войны на территории всей Беларуси. «У нас нет ни одного района, где бы не проходило тотальное уничтожение мирного населения. Начиная с 1941 года, немцы поставили цель — уничтожить все и всех. Мы активно проводим процессуально-следственные действия, ведем осмотры мест массовых захоронений во всех регионах. Результативность работы во многом обусловлена помощью наших коллег из Минобороны, СК, КГБ, МВД. Судебные эксперты проводят сотни исследований по решению ряда конкретных задач», — сказал генпрокурор.

Одно из недавно найденных мест, десятилетиями хранивших память о трагедии жителей Гомеля, — в Ченковском лесничестве. Здесь обнаружено 34 ямы-могилы глубиной 2-4 м и диаметром 4 м и более каждая. Изъяты останки более 300 человек — мужчин и женщин.

На черепах — повреждения, характерные для сквозных огнестрельных ранений в затылок. Специалисты ГКСЭ по Гомельской области склонны к тому, что некоторых людей ставили на колени и стреляли в них сзади.

Среди поднятых с глубины вещдоков — гильзы, пули от огнестрельного оружия, состоявшего на вооружении вермахта. Они датированы 1938-1940 и 1943 годами выпуска. Найдены и немецкие монеты с изображением одноглавого орла и свастики — пфенниги. Одна из них датируется 1942 годом выпуска. За десятилетия нахождения в земле сохранилась и немецкая военная фляга 1940 года выпуска.

Также обнаружены личные вещи убитых: расчески, женские гребни, зубные щетки и части футляров к ним, монеты, портмоне, кошелек, пластмассовые пуговицы, ключи, перочинные ножи, кружки, фрагменты обуви, зеркал, ремней с пряжками и химических карандашей. Все они, по данным специалистов, указывают о погребении в этом месте именно мирных жителей. Проводятся медико-криминалистические, баллистические, генетические экспертизы.

Это место было выявлено благодаря кропотливой работе следователей и прокуроров. Были сопоставлены отрывки архивных документов, сведения очевидцев, указывавших, что в ченковском лесу периодически находят останки людей.

По историческим свидетельствам, на протяжении 1941-1943 годов немецко-фашистские захватчики и их пособники сгоняли мирных жителей оккупированного Гомеля — в основном стариков, женщин и детей — в пересыльный лагерь. Оттуда людей вывозили на машинах или вели пешком в новобелицкий лес, где расстреливали.

Так, в распоряжении специалистов — протокол допроса гомельчанки от декабря 1943 года. 20-летняя горожанка указала на массовые аресты местных жителей, которые проводили немцы после вступления в Гомель. «Всех арестованных по приказу немецких властей сгоняли в предместье «Монастырек». При облавах и арестах никаких вещей и продуктов брать не разрешали. Я сама лично видела, как однажды, осенью 1941 года, месяца не помню, немцы и полицаи гнали две партии советских граждан. Среди них — большинство были старики, женщины и дети…», — отмечается в архивном документе.

Фактически на 9-м километре дороги Гомель — Чернигов в 1940-х был конвейер смерти. По разным оценкам, здесь могут находиться от нескольких десятков до сотен тысяч мирных гомельчан, убитых в 1941-1944 годах. «О методах уничтожения говорят судебные эксперты. Это выстрел в затылок, контрольный выстрел. Тех, кто не умер сразу, добивали», — отметил генпрокурор.

Кропотливая работа ведется с архивными документами, по крупицам поднимается достаточно большой объем информации во всех регионах страны. «В таких захоронениях — не только жители БССР, но и других стран, которые входили в Советский Союз, а также государств Европы. Сегодня мы проверяем сведения, и они подтверждаются: здесь были расстреляны жители Чехии, Австрии, Польши, возможно, — Италии и др. К примеру, на месте масштабных работ под Минском установлено имя одного из расстрелянных в 1941 году. Это красноармеец 1915 города рождения, уроженец Казахстана. То есть сейчас идет речь о том, что это будет уже международное расследование», — сказал Андрей Швед.

В рамках масштабного расследования геноцида времен Великой Отечественной войны только в Беларуси уже опрошены 12 254 человека. «Такие же действия по поручению следственной группы будут проводиться на территории других стран — России, Казахстана, Армении, где проживают выходцы из БССР. Есть люди, которые могут пояснить какие-то моменты, что-то рассказать», — подчеркнул генпрокурор. Он акцентировал: проверяется абсолютно все, что может свидетельствовать о событиях тех страшных лет.

Расследование дела о геноциде приобретает международный характер. Объективно и беспристрастно формируется доказательственная база.

Понравилась новость? Поделитесь ею с друзьями, используя кнопки: