Учёные проанализировали ошибки проектирования польского забора, оказывающие негативное воздействие на дикую природу Беловежской пущи — PINSKNEWS.BY

Loading

ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО >>>

В июне 2022 года в Польше завершилось строительство забора на границе с Беларусью. Однако соседняя страна не учла, что заграждение проходит по территории объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО — Беловежской пуще. Сотрудничество между двумя странами было нарушено, а закон по строительству забора отменил все природоохранные, водные, консультативные и строительные акты. Белорусские ученые исследуют последствия для биоразнообразия и природных экосистем Беловежской пущи.

>>> ОЦЕНКА И ПРОГНОЗ ВЛИЯНИЯ ЗАГРАДИТЕЛЬНОГО СООРУЖЕНИЯ НА БИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ И ПРИРОДНЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА «БЕЛОВЕЖСКАЯ ПУЩА»

Техническая характеристика заградительного сооружения

Из доступных источников установлено, что заградительное сооружение имеет следующие характеристики:

  • высота 5,5 м;
  • длина 186,25 км (электронная часть забора будет 202 км);
  • на сухопутной части установлен сплошной забор (длина в пределах Беловежской пущи – 55,9 км), на заболоченных участках и в поймах рек – заградительное сооружение представлено спиралью Бруно (длина таких участков в пределах Беловежской пущи – 9,0 км);
  • в заборе предусмотрены 24 перехода для миграции животных, т.е. в среднем через каждые 8 км, в местах, определенных Министерством климата и окружающей среды (однако они не будут открыты постоянно); 140 000 перехода подготовлены для мелких животных (небольшие отверстия в стене забора). Заградительное сооружение имеет 100 служебных ворот которые можно использовать для миграции животных);
  • стена состоит из сборных стальных элементов, более 40 тысяч участков стальных пролетов, использовано 49 тыс. тонн стали. На изготовление забора пошло 38815 конструкционных двутавров, т.е. стальных колонн (вес 14 170 т.), 38 774 различных панелей (вес 34 399 т.).

Проектные решения строительства заградительного сооружения вдоль польско-белорусской границы.

Стоимость строительства оценивается в 1 615 миллионов злотых, из которых 1 500 миллионов злотых – это стоимость строительства физического барьера, а 115 миллионов злотых – технические устройства (периметрия).

Строительство велось в круглосуточном режиме (3-сменном) на 4-х участках. Участок 1 – 54,82 км, участок 2 – 50,73 км, участок 3 – 36,70 км и участок 4 – 43,97 км.

Строительство производили две компании – Budimex (105 км) и Unibep с дочерней компанией Budrex (80,7 км). Стальные панели поставляются консорциумом компаний Polimex-Mostostal, Mostostal Siedlce и Węglokoks. Срок строительства составила около 180 дней. В строительстве задействовано почти 3 тысячи человек.

При строительстве был демонтирован прежний забор. Бурились шурфы, в которых были вбиты сваи, служащие промежуточным основанием для фундамента ограждения. К сваям были приварены конструкционные двутавры, а оголовки залиты бетоном. Затем проводилось возведение фундаментов, которые были заглублены на 1 м ниже уровня земли и на 0,5 м выше него. Фундамент изготавливали по двум технологиям. Некоторые участки заливались прямо на строительной площадке, кроме этого также использовались готовые элементы заводского изготовления. Последний этап – сборка двух роллов-гармошек.

Конструкция одного пролета ограждения (то, что мы видим над землей) имеет высоту более 5,5 м, их них 0,5 м – бетонный фундамент, 4,5 м – ажурные стальные панели, расположенные между конструкционными двутаврами, составляющими основные колонны (установлен на высоте 5 м).

Забор увенчан двумя витками колючей проволоки диаметром 70 см, одна их которых расположена по центру над барьером, а другая подвешена со стороны Беларуси (рисунки 2.1.6, 2.1.7).

Планировалось, что к сентябрю 2022 г. будет установлен электронный барьер, в том числе, датчики, препятствующие копанию, и датчики, препятствующие проходу. При его создании планируется проложить 400 км кабелей обнаружения, 20 км силовых и передающих кабелей, около 2,5 тыс. камер наблюдения.

Анализ технических просчетов, оказывающих потенциально негативное воздействие на дикую природу Беловежской пущи

На этапе проектирования заградительного не был подготовлен отчет о воздействии на окружающую среду, хотя ученые-биологи предупреждали о возможных фатальных последствиях строительства, а также написали обращение к властям с просьбой провести такой анализ. Исходя из доступных источников имеются следующие просчеты проектирования.

1. Проходы (по два на одну стеновую панель на уровне земли) для мелких животных не являются звериными ходами, т.к. это дыры около десяти сантиметров в диаметре. Эти проходы будут доступны только мелким млекопитающим, таким как грызуны, а также земноводным и рептилиям. Млекопитающее размером с лису, барсука или зайца туда не поместятся и не будут использовать.

2. Такой маленький диаметр этих отверстий означает, что они не всегда будут чистыми и проходимыми. Беловежская пуща – богатый лиственный и смешанный лес – поэтому проходы будут забиты листьями, ветками или землей.

3. Переходы животных в таких линейных преградах, как стены или дороги, должны иметь не только правильный размер, но и достаточную плотность и удачно выбранное место. Важно не только, поместится ли животное в проходе, но и захочет ли оно вообще им пользоваться. Исследования говорят, что проходы для мелких млекопитающих должны быть не менее одного метра в высоту и полтора метра в ширину и обеспечивать непрерывность прерывистых мест обитания животных. В противном случае животные могут вообще не захотеть их использовать.

4. Недостаточно проходов для крупных животных. На данный момент обозначено 24 перехода для крупных животных, которые расположены на известных путях миграции животных. Ширина одного прохода составит 5 метров.

Информация о том, что проходы будут пятиметровой ширины, еще не позволяет оценить их пригодность для животных, поскольку неясно, какой будет их высота. Если они будут слишком низкими, некоторые виды, например, рыси, зубры, лоси или олени, просто не пройдут через переходы.

Стена в Беловежской пуще имеет длину около 65 км и являются основными миграционными коридорами для животных в Европе. В таких районах проходы для крупных животных должны располагаться через каждые 1-2 км, поэтому их должно быть не менее 30–60, только в пределах Беловежской пущи, а их всего 24 на все 186 км белорусско-польской границы, которая обнесена забором.

5. Отсутствует регламент работы: когда будут открыты проходы, кто принимает решения об их открытии. Поскольку их работа регулируется обстановкой на границе, можно предположить, что в период напряженной ситуации они будут постоянно закрыты, что сводит к минимуму их функциональную значимость.

6. Проходы для животных могут завести животных в ловушку, ведь на расстоянии до двух километров от границы, с белорусской стороны, находится еще один забор, возведенный при СССР. То есть будут даже несколько километровых участков плотины с 1-2 узкими выходами. Дикие животные могут там застрять, если переезды на польскую сторону закрыты. Не исключено, что это станет большой проблемой для зубров.

7. Планировалось, что болотные и речные участки границы не будут ограждены физическим барьером, что по мнению польской стороны позволит дополнительно животные мигрировать. Однако таких участков немного и расположены они на значительном расстоянии друг от друга. Их явно недостаточно для обеспечения экологической преемственности. Летом крупные животные, такие как зубры, которые попытаются пройти там, могут увязнуть в заболоченных местах, что может даже представлять для них смертельную угрозу.

Кроме этого, следует отметить, что на реке Наревка, являющейся важной миграционной артерией, такой забор построен.

8. Ошибки проектирования, загрязнение водорегулирующих сооружений природным мусором увеличивает риск подтопления прилегающих территорий.

Продолжение следует

Понравилась новость? Поделитесь ею с друзьями, используя кнопки: