Строительство заградительных барьеров – опасный эксперимент для дикой природы — PINSKNEWS.BY

Loading

ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО >>>

В июне 2022 года в Польше завершилось строительство забора на границе с Беларусью. Однако соседняя страна не учла, что заграждение проходит по территории объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО — Беловежской пуще. Сотрудничество между двумя странами было нарушено, а закон по строительству забора отменил все природоохранные, водные, консультативные и строительные акты. Белорусские ученые исследуют последствия для биоразнообразия и природных экосистем Беловежской пущи.

>>> ОЦЕНКА И ПРОГНОЗ ВЛИЯНИЯ ЗАГРАДИТЕЛЬНОГО СООРУЖЕНИЯ НА БИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ И ПРИРОДНЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА «БЕЛОВЕЖСКАЯ ПУЩА»

Ограждение границы как вопрос права и политики в области дикой природы

Возведение барьеров вдоль границ – давняя практика, начиная с Великой Китайской стены и стены Адриана и по сей день. Помимо высоких заборов вдоль границ США/Мексики, Северной/Южной Кореи и Израиля/Западного берега, заборы в настоящее время разделяют Малайзию и Таиланд, Индию и Пакистан, Иран и Ирак, Китай и Монголию, Ботсвану и Зимбабве. В 1990-х гг. динамика количества строящихся и функционирующих пограничных ограждений ненадолго замедлилась после падения Берлинской стены, однако террористические акты 11 сентября 2001 г. ознаменовали резкий рост проектов по строительству пограничных ограждений, которые продолжаются по сей день (Vallet, 2014). Совсем недавно сотни километров ограждений были спешно возведены вдоль внешних и внутренних границ ЕС, чтобы остановить потоки беженцев.

Пограничные заградительные сооружения на границах стран Евразии (Linnell et al., 2016).

Во всем мире существует более 70 пограничных барьеров, которые подрывают трансграничное сотрудничество и сохранение и обходятся в миллиарды долларов (Vallet, 2017). Согласно последним оценкам, общая длина пограничных заборов только в Евразии (не считая Ближнего Востока) составляет порядка 30 000 км (Linnell, 2016).

Международное право не запрещает государствам возводить пограничные ограждения на их собственных территориях, за исключением случаев, когда такое строительство нарушает конкретные международные обязательства вовлеченного государства, например, законодательство о правах человека, миграционное законодательство или международное законодательство о дикой природе (Pusterla and F. Piccin, 2012). Последнее представляет собой совокупность правоотношений и нормативных актов, направленных на сохранение дикой флоры и фауны, экосистем, которые они составляют, и биоразнообразия в целом. Применимость данного законодательства к пограничным заборам может на первый взгляд показаться в лучшем случае незначительной.

Тем не менее, возросшее в последнее время внимание к воздействию пограничных ограждений на природный мир в литературе по природоохранной биологии требует серьезного изучения роли, отведенной в этом отношении международному законодательству о дикой природе (рисунок 1.1.2). В большей части исследований по данной тематике указывалось, что возведение заградительных сооружений несёт в себе последствия для биоразнообразия и естественных экосистем.

Места исследований на тему влияния заградительных сооружений на биоразнообразие (McInturff, 2020).

Следует отметить, что заградительные сооружения возводились и ранее на границах многих государств, не оправдывая свои первоначальные цели, а только снижая проницаемость границ для дикой природы. Заборы неэффективны в сдерживании миграции людей, но имеют пагубные последствия для дикой природы (Trouwborst, 2016). Такие ограждения могут ограничивать мобильность животных, фрагментировать популяции и вызывать их прямую гибель. Особенно уязвимы к этим воздействиям крупные хищники и травоядные.

Прежде всего, пограничные заграждения препятствуют мобильности. Заборы могут быть как рукотворными барьерами, когда животные не могут их пересечь или обойти, так и функциональными барьерами, когда они ввиду наличия физических препятствий и/или отпугивающего эффекта их появления снижают частоту движений животных (Sawyer et al., 2013) В то время как последствия возможно представить для крупных млекопитающих, таких как медведи или олени, оба барьерных эффекта имеют влияние на более мелких существ, таких как рептилии, насекомые и даже птицы – изоляция и изменение поведения, которое может иметь важное значение для долгосрочного выживания вовлеченных популяций или видов. поиск территорий и собственных партнеров. Например, когда коридоры миграций прерываются пограничным забором, попавшие в барьеры животные могут ослабнуть или умереть от голода или обезвоживания. Таким образом, пограничные заборы могут вызвать постепенное сокращение популяции или даже довольно внезапную массовую гибель.

Изменение климата сделало важность мобильности для диких животных еще более важной, поскольку география распространения многих видов, в том числе оседлых, меняется в ответ на изменение климатических условий. Пограничные заборы могут даже дать хищникам преимущество, поскольку, те же самые волки могут научиться выносить выгоду от сооружения, которое является барьером и местом скопления его потенциальной добычи (Davies-Mostert, 2013). Более того, и это важно, пограничные заборы могут напрямую ранить или убить животных, когда они запутываются в колючей проволоке, или ударить током.

>>> С НАЧАЛА МЕСЯЦА ПОГРАНЗАБОРЫ ЕВРОСОЮЗА УБИЛИ УЖЕ 6 ДИКИХ ЖИВОТНЫХ

В целом пограничные изгороди могут стать причиной сокращения и даже локального исчезновения видов. Воздействие, по-видимому, наиболее серьёзно для крупных животных, как для плотоядных (с их малочисленностью, огромными ареалами обитания и расселением на большие расстояния), так и для крупных травоядных, особенно тех, кто склонен к дальним сезонным миграциям (Linnell, 2016). Это, в свою очередь, может иметь дополнительное влияние, распространяющееся на экосистемы, особенно учитывая большое значение крупных хищников и крупных травоядных в функционировании экосистем (Estes, 2011) Пограничные заборы могут также влиять на жизнь растений, воздействуя на такие процессы, как распространение семян и опыление. Например, древняя Великая Китайская стена, вызвала заметные генетические различия между видами растений с обеих сторон (Su et al., 2003).

Вместе с тем следует отметить, что несмотря на то, что доступная литература однозначно указывает на то, что сумма воздействий пограничных заборов на дикую природу во всем мире крайне негативна, существует данные, что пограничные заборы могут иногда приносить непреднамеренную пользу и дикой природе. Например, запретные зоны безопасности вдоль заборов могут стать тихими убежищами для диких животных, а пограничные заборы могут предотвратить проникновение животных в страны с более высоким уровнем браконьерства или браконьеров в страны с более высоким уровнем дикой природы (Linnell, 2016).

Во многих исследованиях указывается, что поскольку национальные границы в зелёных зонах, таких как леса, обычно менее заметны для пересечения, можно ожидать, что попытки миграции людей будут происходить на участках с высокой природной ценностью и, следовательно, потенциально угрожать им.

Известно, что строительство пограничных заграждений, как правило, мотивируется соображениями безопасности, которые во всех странах считаются первостепенными по сравнению с большей частью других соображений. Это означает, что любое потенциальное воздействие на дикую природу может не учитываться при принятии решений большого масштаба или просто восприниматься как должное. Таким образом, национальное природоохранное законодательство, которое может воспрепятствовать или задержать строительство пограничного ограждения, может быть неприменимым, отмененным или просто проигнорированным, в том смысле, что не проводится оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) или стратегическая экологическая оценка (СЭО) и не применяется законодательство об охраняемых видах.

ПРОДОЛЖЕНИЕ >>>

Понравилась новость? Поделитесь ею с друзьями, используя кнопки: