Забвению не подлежит. В Пинском районе продолжается расследование фактов геноцида в годы Великой Отечественной — PINSKNEWS.BY

Loading

Совместно с Пинской межрайонной прокуратурой мы открываем цикл публикаций о ходе расследования уголовного дела, возбужденного по факту геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Напомним читателям, что Генеральной прокуратурой Республики Беларусь расследуется уголовное дело, возбужденное по фактам совершения нацистскими преступниками, их пособниками в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период геноцида на территории нашей страны. Речь идет о действиях по планомерному уничтожению жителей Беларуси – массовых убийствах, умышленном создании жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение, проведении карательных операций, уничтожении населенных пунктов вместе с жителями, насильственной депортации для выполнения принудительных работ, создании мест принудительного содержания населения, концентрационных лагерей и лагерей смерти.

>>> РАБОЧАЯ ГРУППА ОБСУДИЛА НОВЫЕ СВЕДЕНИЯ О ФАКТАХ ГЕНОЦИДА В ГОДЫ ВОЙНЫ НА ТЕРРИТОРИИ ПИНСКОГО РАЙОНА

Активное участие в расследовании уголовного дела принимает Пинская межрайонная прокуратура. Пинский межрайонный прокурор Дмитрий Позняк и старший помощник прокурора Алексей Борчук включены в состав следственной группы по расследованию уголовного дела. Следственные и другие процессуальные действия по делу проводятся во взаимодействии со следователями Пинского межрайонного отдела Следственного комитета Республики Беларусь.

Кроме того, распоряжением председателя Пинского райисполкома Игоря Брилевича в июле в Пинском районе была создана рабочая группа по содействию расследованию. На первом заседании группы Пинский межрайонный прокурор Дмитрий Позняк подчеркнул, что в расследовании большую роль играет работа с населением, с теми людьми, которые были свидетелями зверств фашистов и могут указать на места возможных массовых убийств и карательных операций. Ведь одной из главных задач расследования является установление фактов и их фиксация.

>>> ДМИТРИЙ ПОЗНЯК: «В ПИНСКОМ РЕГИОНЕ УСТАНОВЛЕНЫ РАНЕЕ НЕИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ ГЕНОЦИДА»

Сегодня уже можно говорить о том, что проведен огромный объем работы. Пинской межрайонной прокуратурой во взаимодействии с Пинским межрайонным отделом Следственного комитета Республики Беларусь установлены и допрошены более 300 узников фашистских концлагерей, тюрем, гетто и иных мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в годы войны. Зафиксированы показания жителей Пинщины, которые целыми семьями были насильственно депортированы для выполнения принудительных работ, подвергались жестокому обращению со стороны немецких оккупантов. Приводим некоторые воспоминания очевидцев.

>>> В ПИНСКОМ РАЙОНЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ БЫЛО УНИЧТОЖЕНО 58 ДЕРЕВЕНЬ

Памятник сожженной деревне в Дубновичах.

Из показаний жительницы Пинска К., 1938 г.р.:

«…В годы Великой Отечественной войны мою семью принудительно вывезли в Германию. Наша семья жила в д. Вулька-Городищенская. Весной 1943 года немцы ночью, во время карательной операции, сожгли деревню. Часть жителей тогда же расстреляли. Наша семья выжила, мы бежали в деревню Городище, жили у знакомых, откуда нас в мае 1943 года немцы вывезли в Германию. Я тогда была маленькой, поэтому события происходившего знаю по рассказам родителей. Изначально нас поездом вывезли в Гамбург. Там нас забрал к себе в семью немецкий фермер. Как его звали, я не знаю. Он на гужевой повозке отвез нас в свое хозяйство. В каком населенном пункте оно находилось, я не помню, но недалеко от Гамбурга. При этом мы с мамой остались у этого фермера в хозяйстве, а отца определили к другому «бауэру». Помимо нас, у немцев работали пленные французы. Жили мы с мамой в отдельном помещении – в какой-то маленькой и, как я помню, холодной комнатке. Мою мать привлекали к работам по хозяйству. Я же большей частью была предоставлена сама себе, помню, играла с местными детьми; постепенно я выучила немецкий язык, по сути, была переводчиком для своих родителей. Во взаимоотношениях с детьми у нас, бывало, возникали ссоры, немецкие дети обзывали меня, возникали драки. Мама рассказывала мне про такой случай: когда жгли деревню во время войны, одна из женщин (как ее зовут, я не знаю) со своими пятью сыновьями стала убегать. Их начали преследовать немцы. Женщина упала и притворилась мертвой (немцы стреляли). Вроде бы как немец даже через нее переступил. А затем, когда немцы ушли, эта женщина обнаружила, что ее сыновья – все пятеро – мертвы…».

Из показаний жительницы Пинска Н., 1932 г.р.:

«…В 1942-м или 1943-м году деревня Дубновичи, где тогда проживала моя семья, была занята немецко-фашистскими войсками. Насколько я помню, в начале весны в ходе карательной операции немцы сожгли деревню, а жителей насильно вывезли в Германию. Была вывезена и наша семья: я, отец, мать, брат и сестра. У меня был еще один брат, но он смог удрать. Немецкие военные конвоировали нас на станцию «Парохонск». Помню, что некоторые из них были на мотоциклах. По пути мой брат и какой-то его друг стали убегать. Немцы начали стрелять. Брату удалось убежать, а его друг был застрелен. В итоге мой брат попал на фронт, где позже погиб. Нас же поездом вывезли в Белосток, откуда переправили в Берлин, где несколько месяцев содержали в концлагере. Затем перевезли в Гамбург, а оттуда – в Ротенбург. Там уже нас забрал к себе «бауэр». У хозяина мы работали. Меня также привлекали к работам по дому.

Хорошо помню концлагерь. Там были случаи, когда людей расстреливали, а тела сжигали в специальных печках. Нас освободили в 1945 году американские войска. После мы вернулись домой, стали заново организовывать хозяйство».

Из показаний жительницы Пинска К., 1927 г.р.:

«В 1942 году меня с членами семьи, т.е. с родителями и сестрами, немецкие оккупанты в принудительном порядке вывезли в Германию, где нас забрал к себе на работу «хозяин». Жили мы в деревне, названия которой я не помню. Там нас заставляли много и тяжело работать, кормили мало, за провинности избивали. Одна из сестер в 1945 году там же, в Германии, умерла; что стало причиной ее смерти, я не знаю. В 1945 году нас освободили, но какие войска, я не помню. После этого мы вернулись в свою деревню. Дом был на месте, но хозяйство пришлось начинать с нуля».

…Все больше времени отделяет нас от событий Великой Отечественной войны, уходят поколения, которые были ее участниками и очевидцами. К сожалению, нередки попытки «переписать» историю, героизировать нацизм. Поэтому защита нашей исторической памяти сегодня остро необходима. Нельзя забыть о Великой Отечественной войне, о погибших солдатах и мирных жертвах фашистов и их пособников. Это огромная трагедия, которая коснулась практически каждой семьи, это незаживающая рана, которая болью отзывается в сердцах белорусского народа.

В следующих публикациях мы приведем еще немало сведений и показаний свидетелей о чудовищных преступлениях, которые совершали нацисты на территории Пинщины в годы Великой Отечественной и послевоенный период.

>>> Продолжение

Подготовила Наталья МИЛЕВСКАЯ

Фото автора

Понравилась новость? Поделитесь ею с друзьями, используя кнопки: