Жительница Пинского района рассказала, как погибли её родные из-за разбойных нападений отрядов «бандеровцев» после войны — PINSKNEWS.BY

Loading

Совместно с Пинской межрайонной прокуратурой «Полесская правда» продолжает цикл публикаций о ходе расследования уголовного дела, возбужденного по факту геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.

>>> ЗАБВЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ. В ПИНСКОМ РАЙОНЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ РАССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОВ ГЕНОЦИДА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

После освобождения Пинщины от немецко-фашистских захватчиков жители города и района оказались в тяжелых условиях: были разрушены и разграблены домовладения, отсутствовал семенной фонд и достаточное поголовье скота, ощущалась острая необходимость в продуктах питания, одежде, не хватало строительных материалов, топлива, а главное – работоспособного населения. Однако, несмотря на все сложности послевоенного периода, пинчуки активно включились в процесс восстановления страны. Вновь начали работать разрушенные нацистскими преступниками предприятия, строились дома, фермы, восстанавливалось хозяйство.

Мирную жизнь приходилось налаживать в сложных и опасных условиях, когда в районе оставались вооруженные банды, которые совершали грабежи, разбойные нападения, диверсии, убийства. Преступления, совершенные в послевоенный период на территории Пинщины такими бандами, а в частности, представителями ОУН (Организации украинских националистов), которых в народе называли «бандеровцами», стали одним из объектов исследования Пинской межрайонной прокуратурой в ходе расследования уголовного дела о геноциде населения Беларуси.

По этому поводу сотрудники прокуратуры получили свидетельские показания жителей района, в частности, жительницы деревни Невель К., 1942 года рождения, рассказавшей об обстоятельствах убийства членов ее семьи. Так, согласно показаниям женщины, на хутор Святыца, расположенный недалеко от Невеля, в 1947-1948 годах, где проживала ее семья, в которой, помимо ее матери и отца, было 11 детей, дважды совершали разбойные нападения отряды «бандеровцев».

Место гибели партизан вблизи д Жолкино.

Свидетель рассказала, что на тот момент в лесах действовали бандформирования, которые периодически совершали нападения на подворья мирных граждан, забирали еду. А защиты жителям хуторов искать было неоткуда, поскольку, как пояснила свидетель, «кругом болота». Так, 7 августа 1948 года в ходе второго нападения «бандеровцы» зверски замучили шестерых членов семьи (часть расстреляли, а часть заживо сожгли в погребе), пощадив лишь малых детей:

«Они пришли утром, я уже пасла коров. А в хате были мать и мои братики, одному было четыре года, а второму – всего десять месяцев. Меня позвали поесть те бандиты, которые пришли, дали мне меда, хлеба, это я хорошо запомнила. Думаю: «Чего это вдруг они мне дали мед?». Сейчас уже поняла, что пришли убивать. Потом вышла на улицу, побежала в хлев. Один из них меня вывел, выгнал, там такая долина, болото. Прибегает мой брат: «прячься, бо нас будут палить». Я спряталась, потом, через какое-то время, пришла домой. «А где моя мама?» – спрашиваю. «Пошла к соседям». Я бежать туда – меня не пускают. Слышу уже – стреляют. Страх какой меня тогда взял! Я выбежала и давай удирать, может, с километр бежала. Бандит бежит за мной, кричит: «Стой, стрелять буду! Стой, стрелять буду!». Я оббежала все болото – и в речку. Он приходит, говорит: «Вставай». И я по тому болоту пошла первой, он – за мной. Пришли обратно к хате, бандиты начали запаливать погреб, стрелять. Я испугалась, братики плачут. И я хлопца младшего схватила на руки и побежала в село, несла его через болото, кочки. Нам помогла одна женщина, мы у нее переночевали. Это было в субботу, а в воскресенье уже пошли к нашему дому, там все лежали: застреленные, сгоревшие. Так погибли три сестры, брат, отец и мать»…

Тела жертв были захоронены на кладбище в деревне Прикладники (Украина), родственниками убитых на могиле установлен обелиск с надписью о том, что в могиле покоятся «зверски замученные «бандеровцами».

>>> ПИНСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ ПРОКУРАТУРА ПРОСИТ ПОМОЩИ В УСТАНОВЛЕНИИ СВЕДЕНИЙ О СОЖЖЁННЫХ ФАШИСТАМИ ДЕРЕВНЯХ ПРОХОДЫ И СЕМЕНЧА

Отрядами ОУН совершались преступления на территории Беларуси и в годы войны. Так, зимой 1942-1943 годов в деревне Жолкино отряд «бандеровцев» захватил две семьи партизан, скрывавшихся у местных жителей. 12 человек вывели на улицу, погнали на расположенный неподалеку затон, где заставили сделать проруби, в которых затем всех утопили. Позже местные жители извлекли тела из-подо льда и захоронили их в братской могиле на местном кладбище.

Из показаний жителя д. Жолкино С.:

«Семьи партизан поселились в хате вечером, а уже ночью приехали вооруженные люди – они себя называли «мстителями», потом выяснилось, что это «бандеровцы». Они как раз преследовали этих партизан, ехали за ними из Украины. Приехали, ночью забрали, а тут рядом, буквально метров 300 от дома, была такая выемка большая, «Бродок» это место называлось. Ну, глубокий. И вот их всех забрали из дома, повели на тот самый «Бродок», заставили раздеться и делать проруби (все происходило зимой). Мужчины, конечно, сопротивлялись, были ранены. Людей заталкивали в эти проруби. И так 12 человек, две семьи. На следующий день местные жители, в том числе и мой отец, нашли все тела. Рубили весь этот лед, он был прозрачным, и было видно, где трупы. 12 тел достали, погрузили на телеги, завезли на кладбище и похоронили в брат-ской могиле. Уже через какое-то время, после 1951-го года, перезахоронили, поставили памятник, обелиск».

От рук бандитов УПА как во время войны, так и в первые послевоенные годы погибали сотрудники НКВД, офицеры Красной Армии, рядовые и сержанты, партизаны, партийные активисты. Бандитские группировки зверски убивали и грабили и ни в чем не повинных, простых мирных людей, стариков, женщин и детей. Это подтверждают выше приведенные реальные истории, от которых кровь стынет в жилах…

>>> Продолжение

Подготовила Наталья МИЛЕВСКАЯ

Понравилась новость? Поделитесь ею с друзьями, используя кнопки: